06-10-2023
Древнермянская историография — совокупность работ армянских авторов, посвящённых истории собственно Армении и сопредельных государств и регионов — Закавказья, Византии, Ближнего и Среднего Востока[1]. Армянская историография важнейший источник для изучения также тех стран и народов с которыми армяне сталкивались на протяжении веков — Вавилона и Ассирии, Греции, Рима и Византии, Парфянской и Сасанидской Персии, грузин, арабов, тюрков-сельджуков, монголов, турков-османов[2] и др. Один из наиболее богатых историографической традиции[3]. Занимала доминирующее место в древнеармянской литературе[2].
Армянская историография возникла в середине V века[4], после создания Месропом Маштоцем армянского алфавита. Крупнейшие армянские историографы раннего Средневековья (V—X вв.) — Мовсес Хоренаци, Лазар Парпеци, Фавст Бузанд, Егише, Себеос и другие. Новый подъём армянской историографии охватывал период X—XIV веков, когда были созданы значительные труды Ованеса Драсханакертци, Степаноса Таронаци, Киракоса Гандзакеци, Вардана Аревелци и др.
В XIV веке армянская историография вступила в полосу сравнительного упадка, связанного с нашествием татаро-монгольских племён и растянувшегося на два-три столетия, в течение которых не было создано сколько-нибудь серьезных исторических трудов. Исторические события этого периода дошли до нас главным образом благодаря мелким хроникам и памятным записям армянских рукописей. Историография снова возродилась в XVII веке, когда развивали свою научную деятельность Аракел Даврижеци, Закария Канакерци, Григор Даранагеци и др.
Древние армянские историки в условиях иноземного владычества старались способствовать поднятию национального самосознания народа, воспитанию армян в духе героических традиции исторического прошлого[5].
В I—II веках жил историк, жрец Олюмп, о котором в своей «Истории Армении» сообщает Хоренаци. Согласно Хоренаци, Олюмп — автор «Храмовых историй», однако неизвестно, на каком языке был написан этот труд. Известно лишь что III веке сирийский ученый Вардесан перевел его на сирийский и греческий языки.
Существуют несколько версии периодизации древнеармянской литературы. Бахчинян разделяет древнюю и средневековую армянскую литературу на следующие 4 этапа: V—IX века, X—XII века, XIII—XVI века, XVII—XVIII века[6].
V век — «Золотой век»[7] армянской литературы, когда определились основные особенности армянской исторической прозы[2]. Во второй половине V столетия армянская историография достигла своего наивысшего расцвета[2], появилось заметное количество историографических работ по истории Армении и соседних стран[3]. Наиболее крупными считаются 6 историков этой эпохи[8]. В их трудах уже фигурируют такие народы и племена как аланы, маскуты, булгары, басилы и хазары[3].
Первым[5] известным оригинальным историческим трудом, написанным на армянском языке, является произведение ученика Маштоца вардапета Корюна «Житие Маштоца»[hy], в котором автор описал жизнь своего учителя, историю изобретения армянского письма, открытия первых школ, распространения грамотности, зарождения армянской литературы. «Житие Маштоца» написан между 443—450 годами[9]. Труд Корюна содержит также ценные сведения о культурной жизни соседних Иверии и Кавказской Албании.
Труд «История Армении» историка по прозвищу Агатангелос содержит важные сведения о социальной структуре армянского общества периода царствования в Великой Армении Трдата III, о принятии страной христианства в качестве государственной религии, деятельности Григория Просветителя и борьбе против древнеармянской религии. В целом охватывает временной диапазон между 226 и 330 годами[5]. Ныне сохранившийся текст является редакцией VII—VIII веков. Труд очень рано был переведен в иные языки — V веке на греческий, в VII—VIII веках на арабский, сохранились различные версии в средневековой латинской, эфиопский и славянской литературах[5].
Историку V века Егише принадлежит историческое сочинение «О Вардане и войне армянской»[hy], в котором изложена история Армении с 428 по 465 годы, начиная от падения армянского царства Аршакидов, события предшествовавшие Аварайрской битве 451 года, и сведения о ходе самой битвы. Является важнейшим источником по истории Армении и других государств Закавказья и Ирана, содержит ценные сведения о гуннах и хазарах[10].
Частично сохранилась «История Армении» Фавстоса Бузанда в котором отсутствуют первые две главы о дохристианской эпохе. Книга написана примерно в 470 годы[11] в период подготовки восстания армян против Сасанидов. Сохранившийся текст содержит описание событий между 330—387 годами[11], охватывает данные о римско-армянских, армяно-персидских, римско-персидских отношениях и о государствах Закавказья[12].
Самым крупным историком этого периода считается «отец армянской историографии»[13] Мовсес Хоренаци, писавший, согласно господствующему мнению в V веке[3]. Ряд специалистов считают его автором жившим между VII—IX столетиями[3]. Хоренаци, автор монументального[8] труда «Истории Армении»[en], считается первым значимым историком этой страны[10], ему принадлежит создание первой всеобщей истории Армении. Хоренаци использовал большое количество источников из античной литературы, документы, а также не сохранившиеся до нашего времени памятники армянской дохристианской историографии. Ему принадлежит создание концепции истории Армении[14], он ввел в армянскую литературу историческую критику[15].
Последний армянский историк V века Лазар Парпеци. Его «История Армении», состоящий из трех частей, охватывает период с 387 года, Первого раздела Армении, по 480 годы[12], написан около 500 году[16]. Книга повествует о восстаниях армян против персидского владычества 449—451 и 481—484 годах, о восстановлении армянского самоуправления[17], уточняя и дополняя работу Егише. В качестве источника Парпеци использовал и некоторые другие труды предшествовавших ему армянских авторов.
Классические историки «Золотого века» | ||||||||||||
|
В VI веке наблюдается некоторый спад в историографии[18], с этой эпохи сохранилась «Хронография» Атанаса Таронаци. Автор дает важные хронологические указания особенно истории первых веков нашей эры. В качестве исторических источников Таронаци использовал труды историографов V века, чем его «Хронография» приобретает особую важность для составления критических текстов армянских историографов предыдущего периода[19].
Крупнейшим[20] историографическим трудом является «История императора Иракла» Себеоса. Труд написан в 50—60-х годах VII века[20] . В «Истории» Себеоса события в Армении рассматриваются в контексте всей истории региона, а сам труд представляет большой интерес для истории Византии и Персии[21]. В книге описываются персидские походы византийского императора армянского происхождения Ираклия I, содержатся данные о появлении арабов в Армении, о распаде Персидской империи и продвижении ислама[17].
В VII веке зародилась армянская историческая география. Приблизительно в 60—80-годах VII века[20] был написан «Ашхарацуйц», известный также под названием «Армянская география». Авторство приписывается Анании Ширакаци. Источниками труда служили античные географы, ныне почти полностью утерянные среднеперсидские географические сочинения а также местные закавказские матералы. В нем приводятся также списки и перечни древних народов[20].
Одним из значительных исторических произведений VII века «История страны Алуанк» Мовсес Каганкатваци. В X веке труд был дополнен Мовсесом Дасхуранци[18]. Труд в значительной степени компиляция из предшествовавших армянских историков. Работа, состоящая из трёх книг, представляет собой источник информации по общественному строю раннесредневековой Кавказской Албании, Армении, Грузии, сопредельных племён и народов Кавказа, Византии, Сасанидского Ирана и Арабского халифата.
Первый историк Армении после арабских завоевании является Гевонд живший в VIII веке[20]. Его «История Халифов», содержаший сведения о событиях с 640 по 788 годы[22], является ценнейшим источником[23] для истории Востока, в частности о первых арабских нашествиях, о героической борьбе и многочисленных народных восстаниях Армении против арабского ига[22], здесь даются также важные сведения о взаимоотношениях между арабами и подчиненным им народами, о внутренней жизни арабов, о хазаро-арабской войне[24], о борьбе ислама против Византии и т. д.[25]. Последнюю часть своей книги автор написал как очевидец[22].
В VII—VIII веках была написана «История Тарона» Иоанна Мамиконяна, содержащий данные о крещении армян, о борьбе против сасанидского ига, и др.[21]. Первая часть книги написана от имени Зеноба Глака
В 885 году армянская государственность была восстановлена, когда князь князей Ашот I был коронован царем Армении. Багратиды покровительствовали развитию письменной культуры[26]. Мощная историографическая традиция поддержанная в «эпоху правителей Багратидов» привело к созданию новых трудов как регионального и национального масштаба[1]. Армянское царство пало в 1045 завоеванием Византии. Таким образом X—XI века стали временем расцвета армянской культуры, которая в этот период развивалась более беспрепятственно чем когда либо после V столетия[7], пережив эпоху настоящего возрождения[26].
В начале X века[7] Товма Арцруни завершил свою «Историю дома Арцруни», в которой содержатся важные сведения как по истории всей Армении так и Ирана и Арабского халифата. Автор описывает историю страны с древнейших времен до своего времени, позже аноним довел повествование до 1121 года[7]. Особенно подробно изложены события, имевшие место в Васпуракане во второй половине IX—начале X веков. Среди основных его источников — армянские историки V—VII веков, Арцруни хорошо был знаком и с древнегреческой историографией[25].
В 924 году закончил труд «История Армении» католикос Ованес Драсханакертци. Книга имеет большую источниковедческую ценность для изучения отношений арабов с Арменией, тем более что сам Драсханакертци был прямым участником последних описываемых им событий[7]. Повествование начинается с древнейших времен, является важным источником для изучения истории Армении первой четверти X века[27]. Труд является также важным первоисточником для изучения истории всего Закавказья и особенно Грузии и Албании[27], она содержит ценные данные о социально-экономической жизни, географических и топографических условиях, имеет богатый фактологический матераил.
«В ряду армянских историков первое место занимает знаменитый Агафангел, являющийся повествователем дивных чудес, [совершенных] св. Григорием, его мучений и нашего богопознания; — за ним великий Моисей, равный Евсевию, называемый отцом грамматиков; далее Ех’ише вардапет — историк Вардана и его сподвижников, изобразивший мученическую кончину святых иереев; потом историк, ритор Лазарь п’арпский; Фауст византийский; епископ Себеос, написавший историю [императора] Ираклия; иерей Х’евонд — историк нашествия на Армению татчиков и претерпенных ею от них жестокостей; наконец [относящаяся] к последним временам Истории: Шапуха багратуни и армянского католикоса, владыки Иоанна, [живших] во времена первых царей Багратидов.».
— Степанос Таронаци, «Всеобщая история», 1004 год
|
В X веке Ухтанес написал историю Армении а также историю раскола армянского и грузинского церквей. Его труд является ценным памятником переосмысления христианского прошлого армян[28].
В эпоху усиления Армянского царства в армянской историографии отмечаются тенденции создания новой после Хоренаци всеобщей истории Армении. В начале XI века[7], около 1004 года[29], завершил «Всеобщую историю» Степаноса Таронаци по прозвищу Асохик. Работа состоит из трех книг[30], считается надежным и хорошо изложенным источником[7], в котором дана хроника жизни и деятельности армянских царей, содержатся ценные сведения об истории Персии, Сирии и других стран. Таронаци ссылается также на предыдущих армянских историков имена которых перечисляет[31].
Крупнейшим историком XI века является Аристакес Ластивертци, написавший «Повествование о бедствиях армянского народа»[32] между 1072—1079 годами. В 25 главах[32] он описывает знаменательные события 1001—1071 годов: падение Армянского царства Багратидов, сельджукское завоевание Закавказья в том числе бывшей армянской столицы Ани[7]. Труд имеет большое значение не только для изучения истории Армении, но также и Византии[32], Сельджукской империи и крестовых походов.
С XII веке армянская историография переживает новый подъем продлившийся около двух столетий[33]. Из историков данного столетия наиболее известен Маттеос Урхаеци, автор «Хронологии», представляющей собой подробную летопись событий 951—1136 годов[29], написан предположительно до 1140 года[34]. Урхаеци работал над своим произведением около сорока лет. Его история ценнейший источник[34] для исследования первого крестового похода.
«Хронология» Самуела Анеци состоит из двух частей, до и после рождения Христа, изложение достигает до 1182 года. Работа позднее была также дополнена. Вторая часть книги полностью хронологическая и представлена в параллельных колоннах по примеру «Хроники»[Комм 1] Евсевия[31].
«Историографы армянского народа тоже оставили множество трудов. Например, дивный и проницательный Агатангелос (что в переводе означает посланец добра), который по приказу могущественного и храброго царя Трдата рассказал об обстоятельствах и событиях, имевших место у армян благодаря исповеднику христову святому Григору Партеву, о действиях знамений и вымыслов, о чудодействии, о причинах просвещения нашей страны армянской и завершил [свой труд] прекрасным и лучезарным повествованием. Вслед за ним богатейший знаниями, многомудрый среди других [историков] святой муж божий Мовсес Хоренаци изложил историю Армении наимудрейшим и достохвальным слогом. Начав с краткого повествования, полного пространных мыслей о первом человеке, [рассказывает] он о событиях, делах и поступках многих народов, доводит до дней Трдата и святого Григора, а оттуда — до кончины армянского патриарха святого Саака и плача по стране нашей армянской, и на том кончает. После него святой Егишэ рассказывает о подвиге внука святого Саака, Вардана, и сподвижников его, которые, уповая на Христа, пожертвовали собою и были увенчаны Христом; воспевает доблестную гибель святых Иовсепа и его сподвижников, согласие уповающих на Христа армянских нахараров на добровольное заключение у царя [персидского], страдания и мученичество святых Хорена и Абраама, о которых так достоверно рассказывает сей дивный муж. Затем велеречивый Лазар Парпеци начинает со времени святого Саака и рассказывает в том же духе. А после него — Фавстос Бузанд, который повествует о том, что произошло между страной нашей армянской и персами и из-за них с нами. И повествуемое об Ираклии епископом Себеосом. И «История» дивного мужа Корюна. И Хосров. И «История» иерея Гевонда о том, что сделали Магомет и его наместники со всеми странами, и особенно с нашим народом армянским. И вардапет Товма, историограф дома Арцрунидов. И Шапух Багратуни. И владыка Иованнес, католикос армян. И Мовсес Каганкатваци, историограф Агванка. И епиокоп урфинский Ухтанес, который описал отделение грузин от армян через Кюриона . И вардапет Степанос, по прозвищу Асохик. И вардапет Аристакес, прозванный Ластивертци. И иерей монастырский Матеос Урхаеци. И Самуэл, священник Анийского собора. И затем — проницательный и мудрый вардапет, прозванный Ванаканом».
— Киракос Гандзакеци, «История Армении», 1241 год
|
Один из наиболее важных армянских историков XIII века является Киракос Гандзакеци. Его «История Армении» написанный между 1241 и 1265 годами охватывает тысячелетнюю политическую, социальную, экономическую, религиозную и культурную историю Армении со времен христианизации до эпохи жизни автора. Книга состоит из 65 глав и предисловия. Во втором разделе труда Киракос пишет о событиях своей эпохи, сохраняя важные свидетельства об установлении монгольского господства на Ближнем Востоке, об отношении последних с сельджуками, мамлюками и другими мусульманскими государствами региона[35] и наконец передает богатые сведения в развитии армяно-монгольских отношений[33].
Примерно в то же время[36] что и Киракос пишет «Всеобщую Историю» Вардан Аревелци доводя повествование до 1267 года[26]. Его данные важны для изучения истории монголов[36], крестоносцев[37] и пр.
Григор Акнерци в своем «Истории народа стрелков» описывает события относящиеся к армянам начиная от эпохи Чингизхана до 1273 года. Работа написана в 1273 году в пустыни Аканц в Киликийском армянском царстве. В отличие от традиционной армянской историографии, этот источник не является всеобщей историей[38].
Митрополит Сюника Степанос Орбелян в 1299 году закончил «Историю области Сисакан» из 73 глав[39]. Его труд памятник региональной историографии Армении, посвящен истории области Сюник, в котором, однако, изложение дается на фоне истории всей Армении и ее соседей[1].
«Хроника» Смбата Спарапета охватывает период между 951—1276 годами[1]. Смбат был родным братом армянского короля Киликии Хетума I и главнокомандующим армии[40].
В XIV в. армянская историография вступила в полосу упадка, связанного с последствиями нашествия татаро-монгольских племён. Упадок этот растянулся на два-три столетия, в течение которых не было создано сколько-нибудь серьезных исторических трудов. Исторические события этого периода дошли до нас главным образом благодаря мелким хроникам и памятным записям армянских рукописей.
В XVII в. появились исторические труды, среди которых самое значительное место занимает «Книга историй» Аракела Даврижеци. Труд Аракела Даврижеци, которому он отдал девять лет жизни, — уникальное произведение по истории Армении XVII в., играющее важную роль в изучении и истории соседних стран и народов — грузин, азербайджанцев, персов и турок.
<…>
В первой четверти XVIII века Есаи Гасан-Джалалян (арм. Եսայի Հասան-Ջալալյան), католикос агванского католикосата Армянской апостольской церкви, написал труд по истории Карабаха под названием «Краткая история страны Агванк», изданный в Шуше карабахским митрополитом Багдасаром Гасан-Джалаляном в 1839 году.
Историк XVIII в. Абраам Ереванци, автор книги «История войн 1721—1736», описал в ней завоевание афганцами Исфахана и падение государства Сефевидов, войны 1725—1736 гг. между Турцией и Персией — в частности, он описал как очевидец оборону Еревана и взятие его турецкими войсками в 1724 г.
Армянский католикос Абраам Кретаци известен своей «Историографией», также содержащей интересный материал об ирано-турецких войнах, о политической и экономической жизни Армении и Ирана в 1734—1736 гг.
В VI веке Абраам Мамиконеиц пишет «Историю Ефесского собора». В VII столетии Анастас Вардапет пишет сочинение «О монастырях в святом городе Иерусалиме». Сохранилась анонимная хроника конца VII века иногда приписываемый Анании Ширакаци. Труд содержит церковную историю до VII века[41].
Написан в 620-е гг.[42], содержит сведения, имеющие ценность исторического источника.
До середины XIX века в Армении не существовало светской интеллигенции, светской общественной жизни и, следовательно, истории в современном смысле этого слова. После утраты государственности Армянская церковь в каком-то смысле выполняла функции государства. Она долгое время была практически единственным институтом, под эгидой которого изучалась история, расставлялись приоритеты при оценке исторических деятелей и событий, вырабатывались стереотипы. Армения очень рано приняла христианство, но уже в V в., после Халкедонского собора, догматика Армянской Апостольской Церкви достаточно существенно разошлась с догматикой почти всех других существовавших на тот момент христианских конфессий. Это обстоятельство, плюс то, что армяне жили в окружении народов, инородных и по культуре, и по религии, и по языку, усиливало ощущение «самости» армян, и послужило одной из причин возникновения и поныне характерного для армян представления об избранности армянской нации и первородстве армянского христианства. Это представление осталось характерным для армян со времён раннего средневековья. В церковной историографии средних веков, в которой был создан образ христианского народа во враждебном окружении, берёт начало осознание армянским народом своей культуртрегерской миссии[43].
|
Древнеармянская историография.