Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Самуел Анеци

09-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Самуел Анеци
Սամուել Անեցի
Дата рождения:

ок. 1105 г.

Дата смерти:

ок. 1185 г.

Научная сфера:

историк

Самуе́л Анеци́ (арм. Սամուել Անեցի), — армянский историк, учёный и церковный деятель XII века[1][2][3].

Жизнь и творчество

Родился в городе Ани. Учился у Геворга вардапета, потом у Ованеса Саркавага[4]. Был иереем, позже стал настоятелем Анийского кафедрального собора[5]. Известен благодаря своему историческому сочинению «Выборки из исторических книг» (арм. «Հավաքմունք ի գրոց պատմագրաց»), именуемое также «Хронология Самуела Анеци»[6][7]. Труд был написан по заказу католикоса Григора Тха. Анеци излагает историю в хронологическом порядке начиная с Адама и доводит до 1179 года. Его «Хронология» была позже продолжена анонимными авторами и доведена до 1358 года. Отличительной чертой Анеци является его критическое отношение к ранним автором. Имея под рукой сочинения Евсевия Кесарийского, Агафангела, Мовсеса Хоренаци, Егише, Лазара Парпеци, Фавстоса Бузанда, Себеоса, Шапуха Багратуни, Ованеса Драсханакертци, Степаноса Таронаци, Ованеса Саркавага и других, Анеци пытается дать обяснения расходящимся сообщениям у них[4]. Несмотря на небольшой размер, «Хронология» Анеци считается очень важным и достоверным источником[8]. Особенно ценны сообщения Анеци о крестовых походах и армяно-арабских отношениях[9][7]. Труд был переведён на латынь и напечатан вместе с оригиналом в 1818 году в Милане[1]. Более полная редакция с комментариями и анализом была издана в 1893 году в Вагаршапате. Существует и французский перевод[4].
Помимо «Хронологии» перу Самуела Анеци принадлежит также сочинение «Истолкование календаря» (арм. «Մեկնութիւն տոմարի»), написанное по просьбе Степанноса Имастасера. Труд состоит из двух частей — в первой части Анеци сравнивает Армянский календарь с Римским, во второй же части автор касается космологических и метеорологических вопросов, пытается дать научное обяснения таким явлениям, как радуга, комета с хвостом, звездопад, молния, гром, дождь, роса, туман, итд. В этом сочинении ярко выражается влияние Анании Ширакаци. Древнейшая из сохранившихся рукописей «Истолковании календаря» датируется 1373 годом[10].

См. также

  • Самуел Анеци, «Выборки из исторических книг» на арм.
  • Матевосян К. А. (1992), Дата окончания «Хронологии» Самуэла Анеци и ее заказчик, Историко-филологический журнал НАН РА, № 1. стр. 156-162. ISSN 0135-0536.
  • Dickran K. Kouymjian (1973), PROBLEMS OF MEDIEVAL ARMENIAN AND MUSLIM HISTORIOGRAPHY,International Journal of Middle East Studies, Vol. 4, No. 4, pp. 465-475

Примечания

  1. 1 2 H. G. O. Dwight, Catalogue of all works known to exist in the Armenian language, of a date earlier than the seventeenth century. Journal of the American Oriental Society, Vol. 3, 1853, p. 266
  2. Medieval Christian Perceptions of Islam. — P. 51.
  3. The Heritage of Armenian Literature: From the sixth to the Eighteenth Century. — P. 344.
  4. ↑ Սամվել Անեցի, том 10, стр. 161, Ереван, 1984
  5. Անիի կաթողիկոսարան, Ереван, 2002 стр. 62-63
  6. Molin, Unknown Crusader Castles, Continuum, 2001, 448 pp
  7. 1 2 Angus Donal Stewart, The Armenian Kingdom and the Mamluks: War and Diplomacy During the Reigns of Hetʻum II (1289-1307), BRILL, 2001, 215 pp
  8. The Penny cyclopædia of the Society for the Diffusion of Useful Knowledge , Volume 2. — P. 363.
  9. Государственные налоги Арминийи, Историко-филологический журнал НАН Республики Армения, 2009. № 2-3, стр. 135-144
  10. Սամուել Անեցի, Ереван, 2002 стр. 885

Самуел Анеци.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12