25-06-2023
Аркадий Аронович Марголис | |
[[Файл: |200px]] | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Москва |
Страна: | |
Научная сфера: |
психология (психология образования) |
Место работы: | |
Научный руководитель: | |
Сайт: |
www.mgppu.ru |
Марголис, Аркадий Аронович (род. 4 января 1961 г., Москва) - российский психолог, кандидат психологических наук, профессор, первый проректор Московского городского психолого-педагогической университета.
Содержание |
Аркадий Аронович Марголис работает в Московском городском психолого-педагогическом университете со дня его основания: c 1998 г. по 2002 г. - проректором по учебной работе, с 2002 г. по настоящее время - первым проректором МГППУ.
Кандидатскую диссертацию защитил в 1990 г. на тему «Развитие учебно–познавательных действий школьников в условиях использования компьютерных средств».
А.А. Марголис является известным специалистом в области педагогической психологии и высшего образования, совмещает организаторскую работу с преподавательской деятельностью в качестве профессора кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ[1], профессора международной кафедры культурно-исторической психологии МГППУ[2]; является председателем Ученого Совета факультета «Психология образования» и членом Ученого Совета МГППУ.
Руководит российским отделением Международного общества культурно-деятельностных исследований (International Society for Cultural and Activity Research, ISCAR) [3].
С 2011 г. входит в Совет[4] и Президиум Совета[5] Учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование».
А.А. Марголис является соавтором и одним из основных исполнителей Инновационной образовательной программы МГППУ, с которой Университет в 2007 г. стал победителем конкурса инновационных вузов в рамках Национального приоритетного проекта «Образование»[6]. При его непосредственном участии в МГППУ были созданы центры нейро-когнитивных исследований, нейробиологической диагностики, экспериментальной психологии и другие, цифровая психологическая библиотека с современными электронными ресурсами, научные и образовательные Интернет-ресурсы, которые посещают более 20 тыс. человек в день, новые образовательные программы психологического направления, приобретено уникальное оборудование, не имеющее аналогов в России.
При непосредственном участии А.А. Марголиса в основу профессиональной подготовки кадров положена современная модель интеграции науки и образования, благодаря чему Психологический институт РАО и Московский городской психолого-педагогический университет осуществляют свою деятельность как единый университетский научно-образовательный комплекс «Психология».
Являясь членом Научно-методического совета по развитию психологической службы столичного образования, А.А. Марголис внес значительный вклад в развитие и совершенствование службы практической психологии образования города Москвы. Под его руководством организована и успешно функционирует система повышения квалификации психологических кадров, реализован целый ряд инновационных проектов, ориентированных на развитие службы. Впервые в РФ создана система постдипломного сопровождения молодых специалистов педагогов-психологов, разработана и внедрена модель квалификационного испытания для выпускников вузов по этой специальности.
А.А. Марголис внес значительный вклад в разработку проблемы организации коллективно – распределенной формы организации учебной деятельности. Он является соавтором и участником разработок целого ряда научных концепций и проектов, таких как «Психологические основания использования информационных технологий», «Культурно-исторический тип школы», «Региональная модель психологического обеспечения развивающего образования», «Концепция развития негосударственного образования в России».
Авторским коллективом под руководством А.А. Марголиса (С. Д. Ковалев, М. В. Телегин, Е. А. Кондратьев) изучались психологические особенности построения диалогических учебных сред, ориентированных на развитие мышления младших школьников. В ходе проекта были описаны "модельные спонтанные мировоззренческие представления, выполняющие функцию теоретического и вместе с тем образного освоения объективной действительности" у детей[7], разработана концепция воспитательного диалога.
Практическим результатом этой работы стало создание учебного курса «Философия для детей»[8], одобренного и рекомендованного Министерством образования для учащихся начальных школ и получившего официальное признание со стороны ЮНЕСКО.
А.А. Марголис занимается междисциплинарными исследованиями в сфере образовательной политики. В 2010 - 2011 г. он принимал участие в международном проекте «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки», посвященном исследованию взаимного влияния образования и экономики в различных культурах[9].
В сферу интересов А.А. Марголиса входят вопросы организации образования для поддержки одаренных детей. При активном участии Аркадия Ароновича разработана целостная система поиска, выявления и сопровождения одаренных детей.
Для оптимизации обучения и исследований в русле культурно-исторической психологии А.А. Марголис (совместно с И.А. Корепановой и М.А. Сафроновой) организовал проект «Словарь культурно-исторической психологии Л.С. Выготского». Данная информационная система-словарь призвана ориентировать пользователя в многообразии терминологической системы Л.С. Выготского, сопровождать чтение текстов Выготского необходимым библиографическим и справочным материалом.
А.А. Марголис активно вовлечен в процесс подготовки психологических кадров. Разработанная при его непосредственном участии и соруководстве, новая деятельностная модель подготовки психологов была одобрена коллегией Министерства образования РФ и используется для организации учебного процесса МГППУ.
А.А. Марголис – один из основных разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400), в котором реализована новая модель подготовки педагогов-психологов, отвечающих современным международным требованиям, а также новая система подготовки учителя, способного организовать обучение на основе деятельностного подхода, умеющего строить эту деятельность.
Он является соразработчиком российско-финской магистерской программы по подготовке высококвалифицированных специалистов в области дошкольного образования, воспитателей нового поколения.
В МГППУ А.А. Марголис читает курсы по проблемам психолого-педагогического проектирования, обращая внимание будущих психологов на их активную роль в развитии профессиональной деятельности, стандартов, постдипломного образования.
Первый заместитель главного редактора научных журналов:
Заместитель председателя редакционного совета научных журналов:
Член редакционных коллегий:
Премия Президента РФ в области образования (1998 г.) - за создание целостной концепции развивающего образования на базе теории социо-генетической психологии и реализацию созданной концепции в практике образования[16].
А.А. Марголис - автор более 50 публикаций на русском и английском языках.
Марголис, Аркадий Аронович.