22-07-2023
В этой статье описывается запланированный, но ещё не выпущенный продукт. |
Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. |
Крыло-СВ | |
---|---|
Макет «Байкала» на выставке в Ле-Бурже. | |
Общие сведения | |
Страна | Россия |
Семейство | Многоразовый возвращаемый крылатый ракетный блок |
Назначение | 1 ступень ракеты-носителя |
Разработчик | ЭМЗ имени В.М. Мясищева, ЦНИИмаш |
Основные характеристики | |
Скорость ракеты | до 6 чисел Маха |
Масса полезной нагрузки | |
• на НОО | 600 кг [1] |
История запусков | |
Состояние | начало разработки лётного демонстратора |
Места запуска | Капустин Яр |
Ускоритель (ЛЭД) — Крыло-СВ | |
Количество ускорителей | 1 |
Длина | 6 метров |
Диаметр | 0,8 метра |
Маршевый двигатель | Вихрь |
Крыло-СВ („СВ“ — сокр. от ступень возвращаемая[1]) — многоразовая крылатая ступень ракеты лёгкого класса, аванпроект которой был подготовлен и защищён 29 мая 2019 года в Фонде перспективных исследований. Он выполнялся рабочей группой, где головным предприятием выступил АО ЭМЗ имени В.М. Мясищева. Планируется создание полнофункционального лётно-экспериментального демонстратора (ЛЭД) с ракетным двигателем, который должен будет выполнить весь цикл испытаний, начиная со старта, выхода на необходимую высоту, полёт на дозвуковых и гиперзвуковых режимах, заканчивая возвращением к точке старта, в горизонтальном полёте с автоматической посадкой[2].
Для ступени специально разрабатывается посадочный двигатель «Вихрь»[3]. В основу «Крыла-СВ» легла конструкция крылатой ракеты «Байкал», работы над которой велись в Центре имени Хруничева, и макет прототипа которой демонстрировался в Ле-Бурже в 2001 году[4]. От него новая ракета-носитель может взять складывающиеся консоли крыла, которые раскрываются после выхода ракеты на заданную высоту. При этом включается реактивный авиационный двигатель, что позволяет вернуть первую ступень, постепенно снижая её в горизонтальном полёте[5]. России больше подходит именно такая технология, а не та, которую использует компания SpaceX, так как
По баллистическим расчетам, если мы стартуем с космодрома Восточный, место посадки ракетных блоков - граница Охотского моря и нашего дальневосточного берега, Хабаровского края. Это зона совершенно необжитая, и место, чтобы забрать наш ракетный модуль, представляется крайне сложным.Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, [6].
Конструкторское бюро
Распоряжением главы Роскосмоса в ЦНИИмаш создается экспериментальное «Конструкторское бюро им. Бартини»[7], первой темой которого станет разработка легких многоразовых ракет, на базе прошедшего одобрение аванпроекта «Крыло-СВ»[8]. Работать в нем будут молодые специалисты Роскосмоса, а также инженеры, уволившиеся из ПАО «Ильюшин» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию).
Планы испытаний
- Первоначально, испытание авиационного полета ракеты в режиме сброса ракеты в воздухе без вертикального старта с космодрома, предполагалось выполнить в 2020 году[9].
- Прототип многоразовой крылатой ступени ракеты легкого класса «Крыло-СВ» планируется создать в конце 2022 года[10].
- Первое полноценное испытание со стартом с земли на полигоне «Капустин Яр», дальнейшим выходом на необходимую высоту и возвращением с посадкой планируется провести на рубеже 2023 года[3].
См. также
Примечания
- Архивировано 28 февраля 2020 года.
- Архивировано 28 февраля 2020 года.
- ↑ Архивировано 28 февраля 2020 года.
- Архивировано 15 февраля 2019 года.
- Архивировано 28 февраля 2020 года.
- Архивировано 25 октября 2021 года.
- Архивировано 29 февраля 2020 года.
- Архивировано 29 февраля 2020 года.
- Архивировано 6 февраля 2020 года.
- Архивировано 25 октября 2021 года.
Ссылки
«Основной тренд космической отрасли»: как продвигается создание российских многоразовых ракет-носителей
Крыло-СВ.