Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Иртыш (ракета-носитель)

05-10-2023

«Иртыш»
Общие сведения
Страна  Россия
Разработчик РКК «Энергия» им. Королёва
Изготовитель РКЦ «Прогресс» при поддержке ГКНПЦ им. Хруничева и ГРЦ им. Макеева
Основные характеристики
Количество ступеней 2 + РБ 14С48[1]
Длина (с ГЧ) 61,87 м
Диаметр 4,1 м
Стартовая масса 535 т
Вид топлива жO₂ + РГ-1
Масса полезной нагрузки
 • на НОО 17,4 т[2][3]
 • на ССО 9,0 т[2]
 • на ГПО 5,0 т[2]
 • на ГСО 2,5 т[2]
Первая ступень
Длина 35 м
Диаметр 4,1 м[3]
Сухая масса 30,5 т
Маршевый двигатель РД-171МВ[3]
Топливо 398 т
Вторая ступень
Длина 7,77 м
Диаметр 4,1 м
Сухая масса 6,5 т
Маршевый двигатель РД-0124МС[3]
Топливо 60 т

«Иртыш» («Союз-5», «Сункар»)[4] — перспективная российская двухступенчатая ракета-носитель (РН) среднего (полутяжёлого[5]) класса, которая будет способна вывести на низкую околоземную орбиту 17 тонн полезного груза[6][2]. «Союз-5» планируется использовать для запусков как с космодрома Байконур, так и с плавучего космодрома «Морской старт».

Разрабатывается ракетно-космической корпорацией «Энергия». Разработка ракеты-носителя предусмотрена действующей Федеральной космической программой в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс». Стоимость одного запуска оценивается в 55—56 млн долларов[7][8].

Начало лётных испытаний запланировано на 2024 год, а переход в стадию коммерческой эксплуатации, которой займётся российская компания International Launch Services, зарегистрированная в США, заложен на 2025 год[9]. Стартовый комплекс ракеты планируется создавать на базе российского ракетно-космического комплекса «Байтерек» для РН «Зенит»[10].

Наименование

Наименование новой российской ракеты-носителя среднего класса, фигурирующее в СМИ, неоднократно менялось.

В феврале 2015 года стало известно, что РКЦ «Прогресс» предложит включить в федеральную космическую программу на период 2016—2025 годов проект по созданию новой ракеты-носителя «Союз-5», эскизный проект которой разрабатывает в инициативном порядке[11].

С апреля 2015 года проект ракеты именовали «Феникс» как и опытно-конструкторскую работу по созданию отечественной замены собираемой на Украине ракете «Зенит», включённую в проект Федеральной космической программой на 2016—2025 годы[12].

В 2016 году стало известно, что вариант ракеты для пусков с российско-казахского космического ракетного комплекса «Байтерек» получил казахское имя «Сункар» («Сокол» по-казахски)[13].

В ноябре 2018 года ракета получила новое название «Иртыш»[4].

Разработка

Предприятия Роскосмоса, участвующие в разработке:

История разработки

Вид работ Сроки
Разработка космического ракетного комплекса 2016—2021 год
Доработка наземного комплекса 2020—2021 год
Лётно-конструкторские испытания конец 2025 год[15][16]
Коммерческая эксплуатация

Главный конструктор ракеты-носителя «Союз-5» — Александр Черевань.

  • 18 августа 2015 года генеральный директор самарского Ракетно-космического центра «Прогресс» Александр Кириллин сообщил, что разработка проекта «Русь-М» закрыта, однако начата работа над созданием «Союза-5»[17].
  • В 2016 году работы по РН по программе «Феникс» перешли в активную стадию[9].

В 2017 году «Роскосмос» принял решение отказаться от испытаний корабля «Федерация» на ракете-носителе «Ангара-А5П» в пользу перспективного носителя.

  • Конец мая 2017 года — на совещании по развитию ракетно-космической отрасли было решено назвать новую ракету-носитель, разрабатываемую по программе «Феникс», «Союз-5»[20].
  • 20 июня 2017 года генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев заявил, что лётные испытания новой ракеты могут начаться раньше 2022 года вместо первоначально запланированных в период 2023—2035 годы[21].
  • 11 августа 2017 года, распоряжением Правительства РФ, РКК «Энергия» назначена головным разработчиком проекта «Феникс». В составе соисполнителей работ — РКЦ «Прогресс» и ЦЭНКИ. Помимо самого носителя, будет разработан разгонный блок типа ДМ, а также будет модернизирована наземная инфраструктура[22].

Этап эскизного проектирования (2017—2020)

16 августа 2017 года был опубликован госконтракт на составную часть опытно-конструкторской работы (СЧ ОКР) на тему «Разработка эскизного проекта на комплекс ракеты-носителя среднего класса для летно-конструкторской отработки ключевых элементов космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса», в котором было указано, что техзадание должно быть проведено в период с 1 июня 2017 года по 31 марта 2018 года. В рамках эскизного проектирования РКК «Энергия» должна провести обоснование основных характеристик, технических и технологических решений по ракете-носителю среднего класса с учетом использования наземной космической инфраструктуры, оставшейся от ракеты «Зенит-М» на космодроме «Байконур». Также в эскизном проекте на новую ракету должна быть дана оценка возможности использования в ее составе существующих и перспективных головных обтекателей, в том числе головного обтекателя 14С735 от ракеты-носителя «Ангара-А5» или зарубежного аналога; требование к применению зарубежного обтекателя может быть связано с перспективами применения ракеты «Союз-5» по программе «Морской старт». Головные обтекатели для ракет «Зенит» в рамках этого проекта производит американская компания «Боинг». Использование импортных комплектующих изделий (включая материалы стран СНГ) при изготовлении частей ракеты возможно при согласовании с заказчиком («Роскосмос»). При этом имеется требование о максимальном использовании продукции российского производства в конструкции составных частей ракеты-носителя.

  • 16 августа 2017 — публикация техзадания на разработку эскизного проекта, в котором было указано, что для новой ракеты должен быть проработан вариант компоновки с одним двигателем РД-171М в составе блока первой ступени диаметром 4,1 м с рабочим запасом топлива 398 тонн и двух доработанных РД-0124 от третьей ступени носителя «Ангара-А5» в качестве второй ступени[23].
  • 17 августа 2017 генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев сообщил СМИ, что эскизный проект будет завершен к ноябрю 2017 года[24].
  • 13 ноября 2017 года стало известно, что в рамках проведения ОКР по модернизации РД-171М, новый двигатель получит название РД-171МВ; в 2019 году будут проведены первые испытания агрегатов двигателя[25].
  • 21 ноября 2017 специалисты РКЦ «Прогресс» на заседании научно-технического совета о результатах работ по разработке эскизного проекта определили его технический облик[26].
  • 12 декабря 2017 научно-технический совет РКК «Энергия» одобрил эскизный проект новой ракеты-носителя[27].
  • 17 апреля 2018 года по итогам посещения производственной площадки воронежского КБХА Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что правительство рассмотрит вариант создания перспективной ракеты не на кислород-керосиновом, а на принципиально новом метановом двигателе (РД-0162), предложенном в феврале 2018 года главным конструктором КБХА В. Д. Гороховым[28].

Слова Д. Рогозина о возможности разработки нового двигателя для «Союз-5»[28]:

Сейчас Роскосмос одобрил эскиз, подготовленный РКК «Энергия» по ракете «Союз-5». Я и мои коллеги считаем, что речь должна идти не о создании новой средней ракеты, а о новом поколении ракет, которое заменит в будущем «Ангару», это должен быть еще шаг вперед. Решение еще до конца не принято. Эскиз по «Союзу-5» Роскосмос уже в принципе одобрил, но я сейчас поручил подготовить, и через три месяца это будет представлено в правительство, мы посмотрим и на альтернативный вариант, который уже будет не на кислород-керосиновом двигателе, а на метановом новом двигателе, в том числе, возможно, разработки КБХА.

Он так же добавил, что использования кислородно-водородных или кислородно-метановых двигателей, является более простым, а значит, более надежным и дешевым решением, что положительно скажется на цене пусков новой ракеты. 21 июля 2018 глава «Росмосмоса» Д. О. Рогозин написал в своём Твиттере, что работы по ракете «Союз-5» начались[29]:

РКК «Энергия», РКЦ «Прогресс» и НПО «Энергомаш» приступили к работе над созданием «Союз-5».

В ноябре 2018 года ракета получила новое название «Иртыш»[4].

  • 2 ноября 2018 глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что «Иртыш» будет разработан в двух вариантах — пилотируемом (для нужд «Роскосмоса»), а также упрощенном и удешевленном варианте для запусков коммерческой нагрузки (для нужд S7 Space)[30].
  • 21 декабря 2018 источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что систему управления ракетой «Иртыш» будет разрабатывать екатеринбургское НПО автоматики имени академика Н. А. Семихатова. По его словам, в первую очередь такой выбор был связан с тем, что 63 процентами акций НПО автоматики владеет самарский РКЦ «Прогресс», который будет изготавливать «Иртыш»[31].
  • 29 декабря 2018 Роскосмос сообщил, что разработка эскизного проекта завершена; заключен государственный контракт с РКК «Энергия» на создание космического ракетного комплекса (КРК) среднего класса с ракетой-носителем «Иртыш» для запуска нового пилотируемого корабля «Федерация» с космодрома «Байконур». Запуск запланирован на 2022 год[32].
  • В феврале 2019 начались расчёты динамики полета ракеты в атмосфере; предполагается большой цикл экспериментальных исследований аэродинамических характеристик, распределения давления и пульсаций давления на крупномасштабных моделях[33].
  • 21 апреля 2019 пресс-служба Роскосмоса сообщила СМИ, что первый запуск «Иртыша» состоится во второй половине 2022 года. Источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что старт состоится в ноябре 2022 года[34].
  • 31 мая 2019 началось строительство первой ракеты «Иртыш»[35].
  • 23 августа 2019 генеральный директор НПО автоматики Андрей Мисюра на пресс-конференции в Уральском региональном информационном центре ТАСС сообщил, что предприятие планирует начать испытания системы управления для ракеты-носителя «Иртыш» в середине 2020 года. Сейчас разрабатывается конструкторская документация[36].
  • 27 августа 2019 генеральный директор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов сообщил СМИ, что предприятие начало изготовление отдельных элементов баков будущей ракеты-носителя. В настоящее время ведется поэтапная разработка конструкторской документации[37]. 6 сентября пресс-служба РКЦ «Прогресс» уточнила СМИ, что помимо поэтапной разработки конструкторской документации на предприятии ведется разработка систем и двигателей второй ступени. Кроме того, закуплен металл для испытания станков, на которых будут производиться детали ракеты. Конструкторская документация уже частично передается в цеха, ведется формирование секторов для испытаний и производства[38].
  • 6 сентября 2019 глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что версия «Союза-5» с кислородно-водородной второй ступенью на базе двигателя РД-0146 или РД-0150 будет называться «Союз-6»[39].
  • 7 ноября 2019 Роскосмос отложил сдачу эскизного проекта «Иртыш» на год — на 30 октября 2020 года. Первый пуск с Байконура по-прежнему запланирован на 2023 год[40].
  • 21 ноября 2019 источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что РКЦ «Прогресс» изготовил и начал испытывать баки первой ступени; срок окончания этих работ источник не сообщил[41].
  • 18 февраля 2020 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что «Союз-5», получит тот же разгонный блок 14С48, что и тяжелая «Ангара»[1].
  • 24 апреля 2020 года генеральный директор НПО им. Лавочкина Владимир Колмыков сообщил СМИ, что предприятие приступило к созданию нового разгонного блока «Фрегат-СБУ» для «Иртыша», он появится в течение трех лет и потребует минимального финансирования. От «Фрегата-СБ», который четырежды использовался при запусках ракет «Зенит», он отличается только размерами сбрасываемого блока баков[42].
  • 6 сентября 2020 года генеральный директор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов сообщил СМИ, что в настоящее время на предприятии идет изготовление отработочных образцов. В начале 2021 года должен быть получен новый алюминиевый сплав 1580[43], из которого будет изготовлено небольшое количество испытательных образцов. К середине 2021 года может начаться изготовление некоторых конструкций для первого летного образца «Союза-5»[44].
  • 15 октября 2020 года в РКЦ «Прогресс» прибыли первые автомашины с оборудованием для комплекса оборудования сварки трением с перемешиванием из ЗАО "Чебоксарское предприятие «Сеспель». Новая технология будет использоваться при производстве баковых конструкций перспективной ракеты-носителя «Союз-5»[45].

Этап стендовых испытаний

  • В феврале 2021 года в цехах Ракетно-космического центра «Прогресс» завершили сварку сборки полубака окислителя первой ступени для экспериментальной установки РН и приступили к подготовке его к испытаниям[46].
  • 9 апреля 2021 года генеральный директор НПО автоматики Андрей Мисюра сообщил СМИ, что предприятие завершает опытно-конструкторские работы по созданию систем управления для «Союза-5», начато производство опытных образцов, в этом году начнется их отработка[47].
  • 14 мая 2021 года пресс-служба РКЦ «Прогресс» сообщила, что на предприятии завершили сварку бака окислителя (бак «О») первой ступени для «Союза-5». Проведенный рентген-контроль подтвердил отсутствие дефектов при выполнении сварных швов. После монтажа внутрибакового оборудования бак «О» будет направлен в ЦНИИМАШ для проведения динамических испытаний[48].
  • 21 сентября 2021 года в РКЦ «Прогресс» успешно проведены статические испытания опытного образца бака окислителя первой ступени стендового блока ракеты-носителя «Союз-5» до разрушения[49].
  • 25 октября 2021 года РКЦ «Прогресс» завершил ряд статических испытаний топливных баков первой ступени перспективной ракеты-носителя «Союз-5». В ходе испытаний опытных образцов бака окислителя была подтверждена заявленная прочность и жесткость элементов конструкции. Следующим этапом работ станут динамические вибропрочностные испытания, которые пройдут в ЦНИИмаш[50].
  • 22 января 2022 года Генеральный директор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов подвел итоги работы предприятия в 2021 году по РН Союз-5 и сообщил о текущем ходе работ.[51][52]
  • 18 февраля 2022 года из РКЦ «Прогресс» в ЦНИИМаш для проведения статических испытаний был отправлен бак горючего (бак «Г») стендового блока первой ступени «Союза-5» [53]
  • В июне 2022 года проведены статические испытания опытных образцов бака горючего первой ступени[54].
  • 25 июля 2022 года в воронежском Конструкторском бюро химавтоматики (КБХА) успешно провели наземное огневое испытание кислородно-керосинового ракетного двигателя РД-0124МС. Его будут использовать в составе второй ступени космической ракеты-носителя «Союз-5» («Иртыш») разработки самарского РКЦ «Прогресс». Двигатель впервые испытывали в комплектации с четырьмя камерами сгорания. Он отработал на заданном режиме заложенное программой время.

Ожидаемые события

  • До конца 2020 года РКЦ «Прогресс» должен обеспечить разработку конструкторской документации и изготовить опытные образцы блоков «Союза-5» для проведения стендовых испытаний[38].
  • 2020—2021 гг. — завершение Казахстаном модернизации инфраструктуры космодрома «Байконур» под «Иртыш», в рамках проекта «Байтерек»[55].
  • 2021 год — огневые стендовые испытания двигателя РД-0124МС в составе блока второй ступени «Союза-5»[56].
  • середина 2021 года — начало изготовления первой ракеты «Союз-5»[44].
  • конец 2022 — начало 2023 года — изготовление первого летного образца «Союз-5»[57].
  • 2022 год — 4 пуска РН «Иртыш» по программе летных испытаний с космодрома «Байконур», в рамках проекта «Байтерек»[58].
  • 2025—2026 год — создание стартового стола для «Союза-5» и «Союза-6» на космодроме Восточный[59][60].
  • после 2025 года — запуск РН «Иртыш» и сверхтяжелой ракеты с единого стола-стенда с космодрома «Восточный».

Оценка стоимости создания и финансирование разработки

Оценка стоимости создания

Ориентировочная оценка стоимости создания носителя, данная в 2016 году, составляет порядка $500 млн, на модернизацию наземной инфраструктуры на «Байконуре» требуется порядка $245 млн. В связи с переориентацией в середине 2017 года перспективных пилотируемых пусков (корабль «Федерация») РН с «Ангары-А5П» на «Иртыш» и, соответственно, с повышением требований к обеспечению безопасности, конечная стоимость может вырасти[61].

  • 8 августа 2017 стало известно, со слов гендиректора НПО «Энергомаш» И. Арбузова, что предприятие вложит почти 7 млрд рублей до конца 2019 года в подготовку производства двигателей РД-171МВ. Реконструкция предприятия и подготовка к началу серийного производства новых двигателей начнется в 2017 году[62].
  • 18 декабря 2019 года министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Аскар Жумагалиев сообщил СМИ, что модернизация наземной инфраструктуры комплекса «Зенит-М» на Байконуре обойдется в 233 млн долларов (отвечает и финансируется Казахстаном). Разработка «Союза-5» оценивается в 916 млн долларов (отвечает и финансируется Россией)[63].

Финансирование разработки

Бюджет разработки в Федеральной космической программе 2016—2025 годов в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс» (в миллиардах рублей):

2018 2019 2020 Последующие Итого:
2,193 4,01 7,58 47,4 61,198
  • 16 августа 2017 года был опубликовано техническое задание на разработку эскизного проекта на сумму 343 173 000 рублей, из которого следует, что в 2017 году на него потратят 181 800 000 рублей, а в 2018 году — 16 137 300 рублей.
  • В конце февраля 2018 года на сайте госзакупок были опубликованы документы, из которых следует, что на создание новой ракеты-носителя «Роскосмос» потратит не 30, а 52,698 млрд рублей[64].
  • 31 мая 2018 года Роскосмос на сайте госзакупок разметил контракт, согласно которому создание «Союза-5» обойдется в 61 млрд 198 млн 300 тысяч рублей. За эти деньги Роскосмос хочет получить непосредственно ракету, разгонный блок и техническую инфраструктуру на космодроме Байконур[65].
  • В 2019 году Фонд развития промышленности (Группа ВЭБ.РФ) предоставил РКЦ «Прогресс» льготный заем по специальной программе «Конверсия» на сумму 750 млн рублей на создание производства ракет-носителей «Союз-5»[66][67].

Госконтракты

1. Закупка № 0995000000218000050. «Создание космического ракетного комплекса среднего класса нового поколения (Шифр ОКР: „Феникс“)»[68].

Конструкция

Ракета-носитель «Союз-5», создаваемая как российская замена собиравшейся на Украине ракете «Зенит»[12] (в России производится, по разным источникам, от 70 до 85 % комплектующих этой РКН[7]), имеет тандемную компоновку, будет двухступенчатой и сможет выводить различные полезные нагрузки на низкие околоземные орбиты, а с применением разгонного блока — на геопереходную и геостационарную орбиты, на отлётные траектории[3].

Для изготовления баков впервые будет применяться алюминиевый сплав 1580, имеющий повышенные механические характеристики в сочетании с достаточно приемлемой стоимостью[3].

В производстве будет использована автоматическая сварка трением с перемешиванием, оборудование для выполнения технологического процесса которой производит российская компания «Чебоксарское предприятие „Сеспель“»[3].

Состав комплекса ракеты-носителя «Иртыш»

  • Ракета-носитель среднего класса «Иртыш».
  • Технический комплекс на базе ТК КРК «Зенит-М».
  • Стартовый комплекс на базе СК КРК «Зенит-М».
  • Комплекс автоматизированных систем управления подготовкой и пуском РКН.
  • Комплекс средств измерений, сбора и обработки информации (КСИСО).
  • Комплект транспортного оборудования РКН без РБ.
  • Учебно-тренировочные средства.

Первая ступень

Первая ступень ступенчатая — ее диаметр постепенно возрастает с 3,68 м до 3,9 м, а затем до 4,1 м. Это позволит обеспечить сопряжение ракеты с имеющейся инфраструктурой как на Байконуре, так и на пусковой платформе «Морского старта». К разъемам «Союза-5» можно будет подключать оставшиеся от «Зенита» механические узлы, системы электропитания, заправки и телеметрии. Минимальные изменения нужны транспортно-установочному агрегату, который используется для сборки, доставки ракеты на стартовую площадку и обеспечивает проведение предстартовых операций.

В качестве маршевого двигателя первой ступени применён РД-171МВ разработки НПО «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко[3]. В отличие от нового двигателя РД-171МВ, оставшиеся в запасе двигатели РД-171М для ракеты «Зенит» невозможно модернизировать для использования в «Союзе-5»[69].

Вторая ступень

Впервые в практике РКЦ «Прогресс» на второй ступени применяется объединённое днище баков окислителя и горючего, что позволяет снизить массу конструкции, а также позволяет уменьшить габариты блока.

На второй ступени будет использован двигатель РД-0124МС разработки воронежского Конструкторского бюро химавтоматики[3].

Система управления

Будут применены система управления и другие бортовые электрические системы, создаваемые на отечественной элементной базе. Впервые будет использоваться бесплатформенный инерциальный блок с чувствительными элементами на малогабаритных и лёгких волоконно-оптических гироскопах. Система управления с быстродействующей бортовой вычислительной машиной позволит минимизировать связи между ракетой и оборудованием технического и стартового комплексов, что упростит процесс подготовки изделия, упростит и удешевит наземное оборудование. Возможности бортовой вычислительной машины обеспечат развёртывание всех режимов испытаний непосредственно на борту, а не на наземном оборудовании[3].

Применена система аварийной защиты двигателей, позволяющая циклично с длительностью в несколько миллисекунд оценивать состояние двигателя по параметрам его работы. Эта система способна выявить аварийную ситуацию, предотвратить её развитие и своевременно выключить двигатель. Система аварийной защиты устанавливается и на первой, и на второй ступенях. В случае возникновения аварийной ситуации на двигателе первой ступени она позволит сохранить ракету и стартовый комплекс, а на участке полёта второй ступени, если будет возможность продолжать полёт на одном из блоков двигателя, отключит две камеры аварийного блока, а две камеры второго блока будут работать[3].

Стартовые площадки

Запуск будет возможен с «Морского старта» и «Байконура» (на базе стартового стола для РН «Зенит»).

Комплекс «Байтерек» на «Байконуре»

В 2004 году Россия и Казахстан заключили соглашение о создании ракетно-космического комплекса «Байтерек». Изначально предполагалось, что с комплекса будут проводиться пуски ракет-носителей «Ангара». В 2013 году было принято решение о создании комплекса на базе ракеты «Зенит» и имеющейся для нее инфраструктуры. Однако события 2014 года на Украине (сборка ракет «Зенит» проводилась на заводе «Южмаш» в Днепропетровске) заставили приостановить развитие проекта. После включения в 2015 году в Федеральную космическую программу РФ до 2025 года проекта по созданию новой ракеты-носителя среднего класса Россия предложила Казахстану реализовать проект «Байтерек» с использованием этой ракеты. Комплекс «Байтерек» планируется создать на базе площадки космодрома № 45, предназначенную для запуска ракет «Зенит». С января 2018 года инфраструктура для ракет «Зенит» начнет передаваться в собственность Казахстану. Площадка включает две пусковые установки: используемую в рамках международного проекта «Наземный старт» и разрушенную аварией 1990 года.

Предполагается, что при запуске с космодрома «Байконур», российские носители будут сбрасывать створки головного обтекателя над Китайским Синьцзян-Уйгурским автономным районом, поэтому для обеспечения полной безопасности, «Роскосмос» планирует взять в Китае в аренду участок площадью около 10 тыс. км², на котором будет запрещено строить города и промышленные объекты[70].

2 июня 2017 года глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил СМИ, что госкорпорация намерена ускорить создание комплекса «Байтерек» путем модернизации стартового стола для ракеты-носителя «Зенит-М» на космодроме «Байконур» для проведения пилотируемого старта в 2022 году[71]. Эти же сроки были подтверждены и 5 апреля 2019 года, в ходе рабочего визита делегации Госкорпорации «Роскосмос» в Казахстан[72].

8 декабря 2019 года министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Аскар Жумагалиев сообщил СМИ, что модернизация наземной инфраструктуры комплекса «Зенит-М» на Байконуре обойдется в 233 млн долларов (отвечает и финансируется Казахстаном)[63].

«Восточный»

  • 25 февраля 2020 года гендиректор ЦЭНКИ Андрей Охлопков сообщил СМИ, что для «Союза-5» и «Союза-6» будет построен отдельный стартовый стол для пусков, поскольку запуски этих носителей со стола для сверхтяжелой ракеты были бы очень рискованными и намного дешевле и безопаснее создать рядом отдельную стартовую площадку[73].
  • В январе 2021 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, после рекомендации РАН приостановить создание сверхтяжелого носителя, сообщил социальной сети, что элементом третьей очереди строительства космодрома Восточный станет возведение стартового стола для «Амура-СПГ»[74]. В сентябре того же года Рогозин уточнил, что третья очередь Восточного предназначена исключительно под «Амур-СПГ» и начнет возводиться сразу после завершения второй очереди[75].

«Морской старт»

В сентябре 2016 года президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев сообщил, что график работ может быть сокращён до 5 лет[76], если проект получит дополнительную финансовую поддержку от российской компании «S7 Group». Для этого рассматривается возможность разработки ракеты «Сункар» в версии для использования её на плавучем космодроме «Морской старт» вместо украинской ракеты «Зенит», под которую приспособлен этот плавучий космодром. В сентябре 2016 года был подписан контракт и началась 6-месячная процедура приобретения «Морского старта» компанией «S7 Space». Также в тот же день был подписан и контракт о сотрудничестве между «S7 Group» и РКК «Энергия»[77]. Предполагается что коммерческую версию ракеты удастся сделать более дешевой[8][78].

Глава «Роскосмоса» сообщил, что начат эскизный проект версии ракеты-носителя для плавучего космодрома, получившей условное называние «Союз-7»[79]. Ожидается, что стартовая масса будет меньше из-за меньшего количества заправляемого топлива, а выводимая на низкую околоземную орбиту полезная нагрузка примерно 18 тонн[80].

В июле 2018 года «Роскосмос» заключил государственный контракт с РКК «Энергия» на сумму 61,2 млрд рублей на создание и испытание ракеты «Союз-5». В рамках лётных испытаний в 2024—2025 годах предполагается выполнить четыре пуска «Союза-5».

Список пусков РН «Иртыш» («Союз-5») в рамках ЛКИ (2024—2025 годы)
Дата, время Разгонный блок Полезная нагрузка Пусковая установка Статус, описание, примечания Видео
Состоявшиеся запуски
Планируемые запуски
1 2024 год[81] Фрегат «Аист»[82] Байконур[83]
2 2024 Фрегат Байконур
3 2025 Фрегат-СБУ Байконур

Применение

Предполагается, что носитель сможет заменить все существующие РН среднего и тяжелого классов — от «Союз-2» и «Зенит» до «Протон-М»[84][85].

28 марта 2020 года СМИ со ссылкой на РКЦ «Прогресс» сообщили, что после завершения летно-конструкторских испытаний (4 пуска) предприятие собирается изготавливать не более одного «Союза-5» в год[86].

28 декабря 2020 года СМИ сообщили, что после окончания летных испытаний в 2025 году до 2036 года планируется осуществлять не менее двух пусков «Союза-5» в год[87].

Гражданские пуски «Роскосмоса»

Данный носитель сам по себе не подходит для лунной программы ввиду недостаточной грузоподъемности, однако его первая ступень станет блоком первой ступени будущей сверхтяжелой ракеты[2]. В конце июля 2017 года РКК «Энергия» разработала схему осуществления пилотируемой экспедиции на Луну, которая требует двух пусков сверхтяжёлой ракеты и одного пуска ракеты «Иртыш»[88].

Коммерческие пуски

22 августа 2017 года глава «Роскосмоса» Игорь Комаров заявил СМИ, что многие страны, космические агентства и коммерческие заказчики проявляют интерес к пускам на «Союзе-5»[89].

Ракеты-носители аналогичного класса

Генеральный директор компании «С7 космические транспортные системы» Сергей Сопов считает, что «Союз-5» это, по сути, подросшая и потолстевшая ракета «Зенит». «Зенит» — это замечательный носитель с прекрасными техническими характеристиками, но повторять его на новом техническом уровне, к тому же к 2022 году, когда наши конкуренты уйдут еще дальше, выглядит не самым оптимальным решением[90].

Оценка стоимости запуска

11 апреля 2018 года глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил СМИ, что цена «Союза-5» не должна превышать 30—35 млн долларов[91].

В ноябре 2018 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил в соцсети, что стоимость пуска «Союза-5» составит 60 млн долларов.

12 февраля 2021 года директор по сотрудничеству с Казахстаном в ЦЭНКИ Алексей Останин через газету «Космодромы России» сообщил, что стоимость пуска «Союза-5» составит 50—55 млн долларов[92].

Ссылки

  • Госконтракт: Закупка №0995000000217000069. «Разработка эскизного проекта на комплекс ракеты-носителя среднего класса для летно-конструкторской отработки ключевых элементов космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса» (16 августа 2017).
  • Ракете-носителю «Союз-5» — быть. Телестудия Роскосмоса (17 июля 2018).
  • YouTube (11 ноября 2018).
  • YouTube (12 марта 2019).
  • Anatoly Zak. Russia charts new path to super rocket. RussianSpaceWeb.com.
  • Anatoly Zak. Russia's "new" next manned rocket detailed. RussianSpaceWeb.com.
  • Anatoly Zak. Preliminary design for Soyuz-5 races to completion. RussianSpaceWeb.com.
  • Soyuz-5 Launch Vehicle (англ.). Spaceflight101.com.

См. также

Примечания

  1. ↑ Архивировано 29 декабря 2021 года.
  2. ↑ Архивировано 23 июня 2020 года. — «первая ступень „Союза-5“ станет основой для „боковушек“, а первая ступень „Союза-6“ – для центрального блока „супертяжа“».
  3. ↑ Архивировано 26 сентября 2020 года.
  4. ↑ Архивировано 7 декабря 2018 года.
  5. Архивировано 23 сентября 2019 года.
  6. Архивировано 21 августа 2017 года.
  7. ↑ Ракета-носитель «Союз-5» будет запущена в 2022 году. Архивировано 31 мая 2019 года.
  8. ↑ Архивировано 18 января 2019 года.
  9. ↑ Архивировано 7 марта 2020 года.
  10. Казахстан ратифицировал протокол к соглашению с Россией о комплексе «Байтерек». ТАСС (15 февраля 2020). Дата обращения: 16 февраля 2020.
  11. Архивировано 22 апреля 2018 года.
  12. ↑ Архивировано 12 августа 2018 года.
  13. Архивировано 21 августа 2017 года.
  14. Архивировано 21 декабря 2018 года.
  15. Архивировано 14 августа 2017 года.
  16. Архивировано 31 июля 2023 года.
  17. Архивировано 6 марта 2019 года.
  18. Российские конструкторы приступили к созданию двигателя для ракеты «Сункар». Архивировано 8 апреля 2017 года.
  19. В Воронеже конструкторы КБХА создадут новую двигательную установку для ракеты-носителя «Сункар». Архивировано 15 апреля 2017 года.
  20. Ракету для запуска корабля «Федерация» назовут «Союз-5». Архивировано 27 июля 2017 года.
  21. РКК «Энергия»: летные испытания новой ракеты «Союз-5» начнутся до 2022 года. Архивировано 24 июля 2017 года.
  22. РКК «Энергия» станет головным разработчиком ракеты «Союз-5». Архивировано 11 августа 2017 года.
  23. Ракета «Союз-5» может получить вторую ступень и головной обтекатель от «Ангары». Архивировано 21 августа 2017 года.
  24. Эскизное проектирование «Союза-5» должно быть закончено к ноябрю. Архивировано 18 августа 2017 года.
  25. оригинала 13 ноября 2017 года.
  26. Специалисты определили технический облик новой ракеты «Союз-5». Архивировано 23 ноября 2017 года.
  27. Архивировано 12 апреля 2019 года.
  28. ↑ Архивировано 2 января 2022 года.
  29. Архивировано 26 мая 2021 года.
  30. Архивировано 4 мая 2019 года.
  31. Архивировано 21 декабря 2018 года.
  32. Роскосмос завершил разработку эскизного проекта новой ракеты-носителя «Союз-5». «Интерфакс-АВН» (29 декабря 2018). Дата обращения: 31 декабря 2018. Архивировано 31 декабря 2018 года.
  33. Архивировано 22 декабря 2018 года.
  34. Архивировано 21 апреля 2019 года.
  35. Архивировано 1 июня 2019 года.
  36. Архивировано 23 августа 2019 года.
  37. Архивировано 28 августа 2019 года.
  38. ↑ Архивировано 6 сентября 2019 года.
  39. Архивировано 7 сентября 2019 года.
  40. Архивировано 7 ноября 2019 года.
  41. Архивировано 20 ноября 2019 года.
  42. Архивировано 24 апреля 2020 года.
  43. Красноярские ученые изобрели новый сплав для корабелов. Новости сибирской науки (6 марта 2019). Дата обращения: 22 февраля 2021. Архивировано 20 января 2022 года.
  44. ↑ Архивировано 6 сентября 2020 года.
  45. Архивировано 16 октября 2020 года.
  46. Архивировано 28 февраля 2021 года.
  47. Архивировано 9 апреля 2021 года.
  48. Архивировано 15 мая 2021 года.
  49. Архивировано 21 сентября 2021 года.
  50. Архивировано 25 октября 2021 года.
  51. Архивировано 5 февраля 2022 года.
  52. Архивировано 30 января 2022 года.
  53. Архивировано 18 февраля 2022 года.
  54. Архивировано 26 июля 2022 года.
  55. ЦЭНКИ: инфраструктуру «Байконура» модернизируют для «Союза-5» в ближайшие три-четыре года. Архивировано 24 июля 2017 года.
  56. Архивировано 25 февраля 2021 года.
  57. Архивировано 28 августа 2020 года.
  58. РИА ФАН (8 марта 2019). Дата обращения: 9 марта 2019.
  59. Архивировано 9 сентября 2019 года.
  60. Архивировано 28 сентября 2019 года.
  61. оригинала 21 августа 2017 года.
  62. НПО «Энергомаш» вложит 7 млрд рублей в подготовку производства двигателей для «Союза-5». Архивировано 12 августа 2017 года.
  63. ↑ Архивировано 4 января 2020 года.
  64. Стоимость разработки новой ракеты-носителя «Феникс» выросла почти в два раза. «Архивировано 19 февраля 2018 года.
  65. Архивировано 16 января 2022 года.
  66. Архивировано 21 октября 2021 года.
  67. Архивировано 13 ноября 2021 года.
  68. Архивировано 26 мая 2021 года.
  69. Архивировано 10 июля 2021 года.
  70. «Роскосмос» арендует территорию Китая. «Архивировано 5 августа 2020 года.
  71. Роскосмос ускорит создание комплекса «Байтерек» для пилотируемого пуска в 2022 году. Архивировано 21 августа 2017 года.
  72. Архивировано 6 апреля 2019 года.
  73. Архивировано 25 февраля 2020 года.
  74. Архивировано 11 января 2021 года.
  75. Архивировано 5 сентября 2021 года.
  76. «Роскосмос» сделает новую ракету для «Морского старта». «Архивировано 18 февраля 2019 года.
  77. Группа S7 купила плавучий космодром «Морской старт». Архивировано 1 октября 2016 года.
  78. Архивировано 21 сентября 2018 года.
  79. Архивировано 14 июля 2020 года.
  80. Архивировано 14 июля 2020 года.
  81. Архивировано 10 августа 2022 года.
  82. Архивировано 25 января 2022 года.
  83. Архивировано 8 марта 2019 года.
  84. Архивировано 7 января 2022 года.
  85. Архивировано 25 июля 2017 года.
  86. Архивировано 12 декабря 2020 года.
  87. Архивировано 30 декабря 2020 года.
  88. РКК «Энергия» разработала новую схему пилотируемого полета на Луну. Архивировано 7 января 2022 года.
  89. Комаров: космические агентства, страны и коммерческие заказчики интересуются «Союзом-5». Архивировано 22 августа 2017 года.
  90. Архивировано 13 июня 2018 года.
  91. Архивировано 22 января 2021 года.
  92. Архивировано 12 февраля 2021 года.

Иртыш (ракета-носитель).

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12