28-08-2023
Sursum corda (лат. — «Вознесём сердца́»), или Dialogus (Dialogus orationis Eucharisticae), вступительный диалог — начальная часть анафоры христианской литургии, присутствующая во всех древних литургических обрядах, как западных, так и восточных. За вступительным диалогом всегда следует префация, иногда Sursum Corda считают первым элементом префации.
Содержание |
Вступительный диалог состоит из нескольких воззваний предстоятеля литургии и ответов народа (хора). В большинстве литургий воззваний три — сначала следует призвание благодати Божией на собрание, потом призыв предстоятеля вознести сердца и наконец воззвание с призывом возблагодарить Господа, что обеспечивает плавный логический переход к префации, основной смысл которой как раз касается воздания хвалы Богу. В литургии византийского типа три вышеописанные воззвания предваряются ещё одним призывом к народу «Станем добре, станем со страхом…», который провозглашает диакон. В мосарабской литургии также существует предварительное воззвание, которое представляет собой цитату из Псалтири.
Sursum Corda — одна из самых древних частей христианской литургии, что объясняет её аналогичную структуру во всех обрядах. Литургия, чин которой записан в Апостольских постановлениях (соответствует антиохийскому богослужению третьей четверти IV века[1]), уже содержит все традиционные элементы вступительного диалога:
Латинский текст римского обряда:
Русский текст римского обряда:
Вступительный диалог в амвросианском обряде совпадает с римским, а в мосарабском имеет слегка другую форму и состоит из четырёх воззваний. Дополнительное воззвание, открывающее диалог, взято из Псалма 42 — «И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего».
Византийский обряд (текст принятый в современной Русской православной церкви):
Литургия апостола Иакова (западно-сирийский обряд):
Литургия апостола Марка (коптский обряд):
Части Анафоры в христианской литургии |
Sursum corda | Префация | Sanctus | Анамнесис | Эпиклеза | Интерцессия |
Sursum corda.