Lotus Cars — британский производитель спортивных и гоночных машин, базирующийся в Хетеле, Норфолк, Англия.
Компания основана в 1952 году Энтони Колином Брюсом Чапмэном как Lotus Engineering Ltd. Первоначально производство располагалось в здании бывшей конюшни в Хорнси. С 1960 года производство автомобилей было перемещено в современный завод недалеко от Хетел. Рядом с заводом располагался старый военный аэродром, который был переоборудован под испытательный трек.
В 1982 году, в возрасте 54-х лет, от сердечного приступа умер Колин Чапмэн. Он прошёл путь от торговца подержанными автомобилями до гениального конструктора и мультимиллионера. Его успешные гоночные автомобили завоевали семь титулов в гонках серии Формула-1.
В 1986 году компания была куплена General Motors, которая продала её холдингу A.C.B.N. Holdings S.A. 27 августа 1993 года за 30 миллионов американских долларов. В 1996 году контрольный пакет акций выкупил малайзийский концерн Perusahaan Otomobil Nasional Bhd (Proton), владеющий малайзийской автомобильной компанией Proton.
Основная статья: Лотус (команда Формулы-1)
Компания пришла в мир Больших Призов в 1958 году. В 1960 Стирлинг Мосс (Stirling Moss) одержал первую для Lotus победу в Гран-При. А в 1963 году, благодаря таланту Джима Кларка (Jim Clark) и совершенству Lotus 25, был завоёван первый Кубок Конструкторов. Преждевременная смерть Кларка — в 1968 году, во время заезда Формулы-2 — оказалась жестоким ударом для команды и мира автогонок в целом. А чемпионский титул завоевал его напарник по команде — Грэм Хилл (Graham Hill).
Lotus первыми в Формуле-1 сделали двигатель и КПП несущим узлом в конструкции автомобиля. Также команда привнесла такие новшества, как: антикрылья, установку радиаторов охлаждения двигателя в боковых понтонах и активную подвеску.
Даже после смерти Чапмэна, вплоть до конца 1980 годов, команда играла одну из основных ролей в Формуле-1. Айртон Сенна(Ayrton Senna), выступавший за Lotus в период с 1985 по 1987 год заработал 17 поул-позиций и принёс команде 6 побед в Гран-При. Но в 1994, последнем для команды году, болиды Lotus уже не могли составить серьёзную конкуренцию процветавшим McLaren и Williams. За время существования, команда одержала 79 побед в Гран-При. А Колин Чапмэн отпраздновал 50 победу в Гран-При раньше чем Энцо Феррари, несмотря на то, что Ferrari одержали первую победу в Формуле-1 на 9 лет раньше.
Победы в чемпионате Формула-1:
В 2010 году имя Lotus вернулось в Формулу-1 благодаря усилиям владельца авиакомпании AirAsia Тони Фернандеса. Lotus Racing заняла 10-е место и стала лучшей из команд-новичков сезона.
В 2011 году Lotus будет представлен в Формуле-1 сразу 2 командами. Разорвав отношения с Тони Фернандосом концерн Proton (владельцы Lotus Cars) выкупили у Renault оставшуюся долю акций команды и переименовали её в Lotus Renault GP. А Тони Фернандес ещё осенью выкупил права на легендарное название Team Lotus, под которым и будет выступать его команда. Что любопытно, у обеих команд мотористом будет Renault, что даст названия Lotus Renault GP и Team Lotus Renault, а так же обе команды заявили о желании раскрасить свои болиды в чёрно-золотые цвета, подобно цветам Team Lotus в 70-е годы.
Модельный ряд
Снятые с производства модели
- Lotus Mk1 — 1948—1948 за образец был взят Austin 7
- Lotus Mk2 — 1949—1950 установлен двигатель Ford
- Lotus Mk3 — 1951—1951 машина класса Формула с двигателем объёмом 750 куб. сантиметров
- Lotus Mk4 — 1952—1952 машина для триала
- Lotus Mk5 — 1952—1952 машина класса Формула с двигателем объёмом 750 куб. сантиметров — не была построена
- Lotus 6 — 1953—1955 первый серийный спортивный автомобиль, построено около 100 экземпляров
- Lotus Seven — 1957—1970 классический открытый спорт-кар, спроектированный для кольцевых гонок. В 1973 году права на производство были выкуплены Caterham Cars, которая производит различные модификации этой машины под маркой Caterham 7 по сей день.
- Lotus Eight — 1954—1954 гоночный автомобиль
- Lotus Nine — 1955—1955 гоночный автомобиль, базировался на Lotus Eight
- Lotus Ten — 1955—1955 гоночный автомобиль — более мощная версия Lotus Eight
- Lotus Eleven — 1956—1957 гоночный автомобиль
- Lotus Twelve — гоночный автомобиль для участия в чемпионатах Формула-2 и Формула-1 (1956—1957)
- Lotus 13 — обозначение не использовалось
- Lotus 14 — 1957—1963 первый дорожный автомобиль — Lotus Elite
- Lotus 15 — 1958—1958 гоночный автомобиль — развитие Lotus Eleven
- Lotus 16 — 1958—1959 Ф-1/Ф-2 болид, базировавшийся на Lotus Twelve
- Lotus 17 — 1959—1959 не самый успешный гоночный автомобиль — развитие Lotus Eleven
- Lotus 18 — 1960—1961 первый среднемоторный одноместный автомобиль — участник Формула Юниор/Ф-2/Ф-1
- Lotus 19 — 1960—1962 среднемоторный гоночный автомобиль, также известен как 'Monte Carlo'
- Lotus 20 — 1961—1961 болид класса Формула Юниор
- Lotus 21 — 1961—1961 болид Формулы-1
- Lotus 22 — 1962—1965 Формула Юниор/Ф-3
- Lotus 23 — 1962—1966 среднемоторный гоночный автомобиль с малым объёмом двигателя
- Lotus 24 — 1962—1962 болид Формулы-1
- Lotus 25 — 1962—1964 болид завоевавший титул в Формуле-1
- Lotus 26 — 1962—1971 серийный спортивный автомобиль — Elan.
- Lotus 27 — 1963—1963 Формула Юниор
- Lotus 28 — 1963—1966 специальная версия Ford Cortina
- Lotus 29 — 1963—1963 автомобиль для участия в Indy car со стоковым двигателем Ford
- Lotus 30 — 1964—1964 спортивный автомобиль с двигателем большого объёма (Ford V8)
- Lotus 31 — 1964—1966 болид Формулы-3
- Lotus 32 — 1964—1965 болид Формулы-2 и кубка Tasman
- Lotus 33 — 1964—1965 болид завоевавший титул в Формуле-1
- Lotus 34 — 1964—1964 автомобиль для участия в Indy car с двигателем DOHC Ford
- Lotus 35 — 1965—1965 болид Формулы-3, Формулы-2, Формулы-B
- Lotus 36 — 1965—1968 спортивный автомобиль «Elan»
- Lotus 37 — 1965—1965 Lotus Seven с системой IRS ,также известен как «Three Seven»
- Lotus 38 — 1965—1965 победитель в Indy car
- Lotus 39 — 1965—1966 болид для Формулы Tasman
- Lotus 40 — 1965—1965 улучшенная(?) версия Lotus 30
- Lotus 41 — 1965—1968 болид Формулы-3, Формулы-2, Формулы-B
- Lotus 42 — 1967—1967 болид Indycar с двигателем Ford V8
- Lotus 43 — 1966—1966 болид Формулы-1
- Lotus 44 — 1967—1967 болид Формулы-2
- Lotus 45 — 1966—1974 версия 'Elan' с откидный верхом
- Lotus 46 — 1966—1968 Europa с двигателем Renault
- Lotus 47 — 1966—1970 гоночная версия 'Europa'
- Lotus 48 — 1967—1967 болид Формулы-2
- Lotus 49 — 1967—1969 болид завоевавший титул в Формуле-1
- Lotus 50 — 1967—1974 четырёхместная версия 'Elan +2'
- Lotus 51 — 1967—1969 болид Формулы Форд
- Lotus 52 — 1968—1968 прототип 'Europa' с двигателем twincam
- Lotus 53 — 1968—1968 гоночный автомобиль с малым объёмом двигателя — не был построен
- Lotus 54 — 1968—1970 'Europa' серии 2
- Lotus 55 — 1968—1968 болид Формулы-3
- Lotus 56 — 1968—1971 полноприводный газотурбинный автомобиль с клиновидным кузовом
- Lotus 57 — 1968—1968 разработки для Формулы-2
- Lotus 58 — 1968—1968 разработки для Формулы-1
- Lotus 59 — 1969—1970 болид Формулы-2/3/Форд
- Lotus 60 — 1970—1973 существенно модифицированная версия Lotus Seven (Seven S4)
- Lotus 61 — 1969—1969 болид Формулы-Форд с клиновидным кузовом
- Lotus 62 — 1969—1969 прототип
- Lotus 63 — 1969—1969 полноприводный болид Формулы-1
- Lotus 64 — 1969—1969 полноприводный болид для Indycar — не участвовал в соревнованиях
- Lotus 65 — 1969—1971 (версия Europa S2 для С. Ш. А.)
- Lotus 66 — обозначение не использовалось
- Lotus 67 — 1970—1970 болид кубка Tasman — не был построен
- Lotus 68 — 1969—1969 прототип для Ф5000
- Lotus 69 — 1970—1970 болид Формулы-2/3/Форд
- Lotus 70 — 1970—1970 болид Формулы5000/А
- Lotus 71 — неизвестная инженерная разработка
- Lotus 72 — 1970—1972 болид завоевавший титул в Формуле-1
- Lotus 73 — 1973—1973 болид Формулы-3
- Lotus 74 — 1971—1975 Europa Twin Cam production cars
- Lotus 75 — 1974—1982 люксовый седан класса GT — 'Elite II'
- Lotus 76 — 1975—1982 'Eclat S1' версия Elite II с кузовом fastback, болид Формулы-1
- Lotus 77 — 1976—1976 болид Формулы-1
- Lotus 78 — 1977—1978 болид Формулы-1 с граунд эффектом
- Lotus 79 — 1978—1979 болид завоевавший титул в Формуле-1, и дорожный автомобиль класса GT — 'Esprit' (1975—1980)
- Lotus 80 — 1979—1979 болид Формулы-1
- Lotus 81 — 1980—1981 болид Формулы-1, обозначение также использовалось для раллийной машины Sunbeam Talbot
- Lotus 82 — 1982—2004 турбо версия Esprit
- Lotus 83 — 1980—1980 Elite серия 2
- Lotus 84 — 1980—1982 Eclat серия 2
- Lotus 85 — 1980—1980 Esprit серия 3
- Lotus 86 — 1980—1983 болид Формулы-1 с «двойным шасси» — никогда не участвовал в гонках
- Lotus 87 — 1980—1982 болид Формулы-1
- Lotus 88 — 1981—1981 болид Формулы-1 с «двойным шасси» — попал под запрет
- Lotus 89 — 1982—1992 Lotus Excel модернизированная версия Eclat
- Lotus 90 — Elan/Toyota — проект не увидел свет
- Lotus 91 — 1982—1982 болид Формулы-1
- Lotus 92 — 1983—1983 болид Формулы-1
- Lotus 93T — 1983—1983 болид Формулы-1 с турбо мотором
- Lotus 94T — 1983—1983 болид Формулы-1 с турбо мотором
- Lotus 95T — 1984—1984 болид Формулы-1 с турбо мотором
- Lotus 96T — 1984—1984 проект для Indy car — закрыт
- Lotus 97T — 1985—1986 болид Формулы-1 с турбо мотором
- Lotus 98T — 1986—1987 болид Формулы-1 с турбо мотором
- Lotus 99T — 1987—1987 болид Формулы-1 с турбо мотором — последняя победа в Гран-При для Lotus
- Lotus 100T — 1988—1988 болид Формулы-1 с турбо мотором
- Lotus M100 — 1989—1995 переднеприводная версия 'Elan' с откидным верхом
- Lotus 101 — 1989—1989 болид Формулы-1
- Lotus 102 — 1990—1991 болид Формулы-1
- Lotus 103 — 1990—1990 болид Формулы-1 — не был построен
- Lotus 105 — 1990—1990 Racing X180R IMSA Supercars Drivers Champ Doc Bundy
- Lotus 106 — 1991—1991 дорожная версия X180R
- Lotus 107 — 1992—1994 болид Формулы-1
- Lotus 108 — 1992—1992 велосипед, на котором Chris Boardman выиграл золотую Олимпийскую медаль в Барселоне
- Lotus 109 — 1994—1994 последний болид Формулы-1
- Lotus 110 — серийная версия велосипеда 108
- Lotus 111 — 1996 Lotus Elise
- Lotus 112 — монокок для болида Ф1
- Lotus 113 — обозначение не использовалось
- Lotus 114 — 1995—2001 гоночный Lotus Esprit GT1
- Lotus 115 — 1997—1998 — гоночный автомобиль класса GT1
- Lotus 116 -
- Lotus 117 -
- Lotus 118 -
- Lotus 119 — машина построенная специально для Фестиваля Скорости В Гудвуде
- Lotus 120 — 1998 Elise с двигателем V6 кодовое имя — M120 — не производился
- Lotus 121 — 2006 Europa S
- Lotus Carlton — 1990—1992 тюнингованная версия Vauxhall (намеченный как Lotus 104).
- Lotus Excel — 1985—1992
- Lotus Eclat — 1975—1982 версия Elite с кузовом fastback.
- Lotus Elite — под этим название выпускались 2 модели автомобилей — с 1957 по 1962 лёгкое двухместное купе, а с 1974 по 1982 четырёхместное купе со стеклопластиковым кузовом, монтировавшимся на стальную раму.
- Lotus Elan — маленький, лёгкий родстер, сделанный по традиционной технологии Lotus’a — на стальное шасси устанавливался лёгкий стеклопластиковый кузов. Эта машина послужила источником вдохновения для создателей Mazda MX-5 / Miata.
- Lotus Elan 1989 — M100 — вторая машина под именем Elan. Установка мощного японского турбированного двигателя пошла вразрез с основной концепцией Lotus’а — «достижение совершенства путём снижения веса». Из-за худшей, по сравнению с предыдущей моделью, управляемости и возросшей цены продажи машины были не очень успешными.
- Lotus Europa — 1966—1975 первый доступный для широкого круга покупателей средномоторный спортивный автомобиль.
- Lotus Esprit — среднемоторный спортивный автомобиль, футуристичный дизайн которого произвёл шок при своём появлении. Ранние модели комплектовались лёгкими цельноалюминиевыми двигателями, которые позже обзавелись турбо и электронными устройствами. А в 1990-х под капотом Esprit появился мощный V8. Последний автомобиль покинул цех 20 февраля 2004 года. Всего, за 29 лет было произведено 10675 автомобилей разных версий.
Производящиеся на данный момент
- Lotus Elise — в этом автомобиле сочетаются многие инженерные находки, такие как: алюминиевая рама, изготовленная выдавливанием и композитный кузов. На основе Elise было построено несколько гоночных автомобилей, включая 340R — ограниченная серия машин с открытым верхом и без дверей. На рынке США Elise продаются с двигателями Toyota.
- Lotus Exige — версия Elise с переработанным дизайном кузова, для повышения прижимной силы.
- Lotus Exige S — версия Exige с компрессором. Мощность двигателя поднята со 190 л.с. до 220 л.с.
- Lotus 2-Eleven — автомобиль для кольцевых гонок. Благодаря малому весу (670 кг) и мощному двигателю (252 л.с.) машине требуется всего 3.8 секунды для набора скорости в 100км/ч. Её стоимость составляет £39,995, но за дополнительные £1,100 Lotus переоборудует машину для использования на обычных дорогах.
- Lotus Elite — спорткар представленный на Парижском автосалоне в 2010 году.
- Lotus Exige 265E — экспериментальная машина с двигателем работающем на биоэтаноле.
- Lotus Evora — производство с лета 2009 года. Класс Grand Turismo. Количество мест: 2+2. Габаритные размеры — 4344х1840х1219 мм. Двигатель Toyota объёмом 3,5 литра (280 л.с., 342 Н·м). Коробка передач механическая 6-ступенчатая. Максимальная скорость — 260 км/ч. Разгон до 100 км/ч — за 5 секунд.
Сотрудничество с другими компаниями
Двигатели Lotus
Ссылки
- официальный сайт Group Lotus (на английском)
- Lotus Cars USA (на английском)
- Lotus Cars Germany (на немецком)
- видео Lotus Elise
- сайт о Lotus Elise на русском языке
- сайт о Lotus Club — владельцы Lotus в России