04-07-2023
Шестой лесничий | ||||
Студийный альбом «Алисы» | ||||
---|---|---|---|---|
Дата выпуска | ||||
Записан | ||||
Жанр | ||||
Продюсер |
Виктор Глазков |
|||
Страна | ||||
Лейбл | ||||
Хронология «Алисы» | ||||
|
«Шесто́й лесни́чий» — третий студийный альбом русской рок-группы «Алиса». Запись началась зимой 1987 года, и была завершена в 1989 году.
Процесс записи осуществлялся на передвижной студии «Тонваген» (фирма «Мелодия»), которая была изготовлена в Лондоне для выставки «Связь-80», проходившей на территории Москвы. Студия перемещалась по различным городам, где официально записывались пластинки местных групп, а так как работа над «Шестым лесничим» велась бесплатно и подпольно, то участникам группы «Алиса» для того, чтобы прописать свои партии, приходилось ездить следом за студией и вести работу ночью.
По официальным данным, тираж пластинок превысил 1 000 000 экземпляров, что в США соответствует платиновому статусу[1].
Содержание |
По словам Константина Кинчева, запись альбома началась зимой 1987 года[2]. «Шестой лесничий» записывался на студии «Тонваген», также известной как «MCI». После выставки «Связь-80» студия осталась в СССР, и с помощью неё стали осуществлять запись хоров и оркестров. В 1983 году, в то время, когда студия была не занята (преимущественно ночью), звукорежиссёр Виктор Глазков записывал на ней «Аквариум», «Странные игры» и «Мануфактуру». Кроме того, здесь велась работа над предыдущим альбомом «Алисы» под названием «БлокАда». Новый альбом, «Шестой лесничий», также должен был записываться на этой студии, что привело к большим трудностям: в 1988 году «MCI» часто передвигалась по стране, и, чтобы записать «Шестого лесничего», музыкантам группы «Алиса» приходилось ездить за ней.
17 ноября 1987 года перед концертом группы «Алиса» в Санкт-Петербурге милиция не хотела пускать во дворец спорта «Юбилейный» беременную жену Константина Кинчева и её подругу Аду Заблудовскую (жену гитариста группы «Секрет» Андрея Заблудовского). После того как один из милиционеров толкнул супругу Константина, он заступился и с заломанными руками был доставлен в милицейскую машину[3]. Люди, пришедшие на концерт, воспрепятствовали задержанию, и когда лидер группы «Алиса» вышел на сцену, то объяснил публике, что «концерт начался позже из-за того, что его и его беременную жену не пускали в зал менты» и посвятил песню «Эй, ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, если они есть в зале, а также ментам и прочим гадам»[3].
В результате было возбуждено уголовное дело по статье 206, часть 2, — злостное хулиганство. Также в газете «Смена» была напечатана статья «Алиса с косой чёлкой», автор которой, Виктор Кокосов, обвинил Константина Кинчева в пропаганде фашизма и в том, что он пел со сцены «Хайль Гитлер». Группа подала на газету в суд и выиграла дело, доказав беспочвенность обвинений. Однако после этих событий «Алиса» стала находиться под чутким присмотром милиции, а Константин Кинчев был вынужден дать подписку о невыезде из Ленинграда.
Несмотря на подписку, Константин вместе с бас-гитаристом группы Петром Самойловым поехал вслед за студией «Тонванген» в Минск, где Виктор Глазков работал с группой «Верасы». В программе «Летопись» «Нашего Радио» приводятся сведения, что участникам группы было негде остановиться в новом городе, но так как «Алиса» уже была популярна, Константин Кинчев в надежде, что кто-нибудь узнает его и поможет с жильём, сел на скамейку центрального бульвара Шевченко[2]. Это сработало, и вскоре музыканты поселились у девушки по имени Маша. Чтобы заработать деньги для пропитания, давали квартирные концерты, поэтому Константин Кинчев называл свою гитару «кормилицей»[2].
Большая часть альбома была записана здесь же, в Минске. Из-за плотного графика Виктора Глазкова запись длилась в течение двух недель[4]. Константин Кинчев:[2]
Ну, запись сессиями продолжалась, поэтому процесс был растянут… Хотя, материал был прописан, мы никак не могли свести его, потому что искали «дырки» на «Мелодии», чтоб туда в студию попасть.
После Минска группа работала над альбомом в Москве. В 1988 году фургон, в котором находилась студия, переехал в Вильнюс, и музыканты поехали вслед за ним, чтобы завершить запись «Шестого лесничего». В Вильнюсе участники группы жили у местного барабанщика Джина же Беккера, с которым случайно познакомились на улице. Работа над альбомом в этом городе, также как и в Минске, длилась две недели, и в конечном итоге завершилась в Москве[4].
Параллельно «Шестому лесничему» «Алиса» записала основную часть альбома «Ст. 206 ч. 2.» Идея записать этот альбом возникла после того, как осталось несколько песен, которые не вошли в «Шестой лесничий»[5]. Этот материал имел длительность около двадцати минут, и для того, чтобы получился полноценный альбом, была добавлена песня Олега Котельникова «На палубе тонущего корабля» и песни, написанные Петром Самойловым. Из всех композиций, вошедших в «Ст. 206 ч. 2.», лишь четыре принадлежали перу Константина Кинчева. Записи этого альбома были утеряны, и он вышел только в 1994 году. Принято считать, что «хулиганский» альбом полностью оправдывает своё название: в Уголовном Кодексе РСФСР статья 206 означает хулиганство[6].
Константин Кинчев хотел, чтобы соло в песне «Аэробика» было идеальным и много раз заставлял Андрея Шаталина переписывать его. В результате недовольный гитарист покинул группу, а на его место был взят Игорь Чумычкин («Чума»).
О виртуозном гитаристе Константин Кинчев узнал от Юрия Наумова. Ранее Игорь Чумычкин играл в хеви-металлической команде «99 %». Первое его выступление в составе «Алисы» состоялось во время концерта памяти Александра Башлачёва. Гитару Игоря Чумычкина на альбоме можно услышать в песнях «Шестой лесничий», «Тоталитарный рэп» и «Стерх». Через некоторое время Андрей Шаталин вернулся в группу, и два гитариста стали сотрудничать.
Вместо клавишника Павла Кондратенко в записи альбома принимал участие Владимир Осинский.
Партии саксофона были записаны Алексеем Журавлёвым («Пончиком»).
Слова и музыка всех песен написаны Константином Кинчевым, если не указано иначе.
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Новый метод» | Константин Кинчев | Пётр Самойлов | 2:53 |
2. | «Тыр-тыр-тыр» (Тоталитарный рэп) | Константин Кинчев | Константин Кинчев | 6:17 |
3. | «Шестой лесничий» | Андрей Киселёв | Андрей Киселёв | 6:59 |
4. | «Театр теней» | Константин Кинчев | The Cure, Константин Кинчев | 5:29 |
5. | «Аэробика» | Константин Кинчев | Константин Кинчев | 3:38 |
6. | «Только этот день» (Осеннее солнце) | Константин Кинчев | Андрей Шаталин | 7:30 |
7. | «Солнце за нас» | Константин Кинчев | Константин Кинчев | 3:59 |
8. | «Стерх» | Константин Кинчев | Константин Кинчев | 6:55 |
На официальном сайте группы «Алиса» в разделе «вопросы» Константин Кинчев объяснил, что означают изображённые на обложке шесть полуразложившихся черепов в луже крови:
На обложке изображены сами шестые лесничие (власть предержащие в этом мире), все они обречены на забвение или на негативную память.
Оформление обложки для альбома было придумано Андреем Столыпиным, который в то время был художником группы. Андрей придумал и логотип «Алисы», а история о том, что Джоана Стингрей показала альбом Энди Уорхолу, и он вырезал на консервной банке символ с двумя звёздами вместо буквы «а» была вымыслом Святослава Задерия[2].
В интервью газете «Шабаш» Андрей Столыпин сказал, что немного перемудрил в оформлении альбома, что нужно было всё сделать более простым[12].
На первом тираже альбома из-за того, что не хватало красной краски, вместо неё использовалась малиновая[2].
В 1995 году был выпущен компакт-диск «Акустика часть 1». Диск представляет собой запись акустического концерта 1988 года в Перми, во время которого впервые были сыграны песни «Шестой лесничий», «Тоталитарный рэп» и «Стерх».
«Стерх» вошёл в альбом «Шабаш».
Песня «Только этот день» в новой аранжировке была включена в альбом «Дурень» и получила название «Осеннее солнце».
В компакт-диск «Акустика часть 4» вошли песни «Шестой лесничий», «Осеннее солнце» и «Театр теней».
«Новый метод» и «Осеннее солнце» можно услышать на альбоме Константина Кинчева и Рикошета «Геополитика», на котором представлены ремиксы песен «Алисы».
Впервые альбом был издан в 1989 году на LP «Мелодией». Тираж составил около миллиона копий. Таким же тиражом в этом году был выпущен винил «БлокАда». Константин Кинчев рассказал, что по закону он как автор мог претендовать на одну десятую копейки с проданного экземпляра, но в итоге не получил и этой суммы[4].
Тогда же (1989 год) альбом был издан "Мелодией" и на MC (СМ 01935). Релиз примечателен перепутанным порядком композиций - сторона 1 - композиции 5-8, на стороне 2 - соответственно, с 1 по 4-ю.
На официальном сайте группы Константину Кинчеву был задан вопрос: что представляет собой издание CD «Мелодии», в которое вошёл как альбом «Шестой Лесничий», так и предыдущий альбом «БлокАда», и он ответил, что «Фирма „Мелодия“ в 1989 году выпустила означенный сборник на СД-носителе, кажется это был вообще первый альбом выпущенный по столь „продвинутой“ для тех времен технологии, так что „Алиса“ и здесь, впереди планеты всей!»[13].
В 1994 году фирмой Moroz Records альбом был издан на CD и аудиокассетах. Основной тираж дисков печатался в Австрии, на заводе DADC. Также известен тираж, изготовленный на чешском заводе GZ и отличающийся от основного цветом полиграфии[14]. В 1998 году вышло переиздание альбома от Moroz Records.
В 2003 году студия «Союз» переиздала альбом. В новое издание вошла песня «Атеист», а также буклет с описанием предыстории и хроники записи «Шестого лесничего», рассказанной музыкантами, создавшими альбом[15].
В 2009 году Real Records переиздал 17 номерных альбомов «Алисы» в большом картонном боксе. Издания в формате Digipack дополнены бонус-треками с концертных альбомов.
Константин Кинчев рассказал, что на фоне «экспериментальной и модной» «Энергии» после выхода «Шестого лесничего» группу стали обвинять в «попсе», а когда вышла «БлокАда» — в «хард-роковой подворотной кондовости»[4].
В рубрике «Звуковая дорожка» газеты «Московский комсомолец» альбом «Шестой лесничий» был назван «разочарованием года», тогда как открытием года стал Ласковый май[2].
Нина Барановская считает, что задержка издания альбома снизила эффект: «За это долгое время альбом словно выдохся, и хорошие вещи, составившие его, не прозвучали»[5].
В статье «Искусство быть дерзким», опубликованной в журнале «Мелодия», говорится, что «альбом „Шестой лесничий“ показал совершенно иную Алису», нежели привыкли слышать поклонники: «от хард-рокового напора не осталось ничего, но внутреннее напряжение, свойственное всем работам группы, сохранилось»[16]. Автор статьи называет альбом «философскими размышлениями Константина Кинчева об окружающем его мире, но без ориентации на определённые явления»[16]. Он также пишет, что «умение охватить всю ситуацию сразу, без излишней конкретики всегда было свойственно Константину Кинчеву и на новой пластинке он превзошел самого себя»[16].
В книге «Алиса 100 страниц» приводятся сведения, что «Шестой лесничий» был не всеми воспринят положительно[5]. Сам автор книги считает, что «на альбоме есть явные композиторские и поэтические удачи, в частности — композиция „Стерх“», и что «по качеству записи новая работа была совершеннее и мощнее предыдущей»[5].
Мария Веселова с радио «Зенит» описывает альбом следующим образом: «„Шестой лесничий“ — это запылившаяся театральная кулиса и тут же — топь болот — „где надежда на солнце таится в дремучих напевах“… и тут же — бесконечная дорога. Это последние лучики осеннего солнца и это же — едва слышный колокольный звон. Много всего слилось в этом альбоме. И каждый взял из него свое»[17].