Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Флорентийская школа живописи

30-04-2023

Перейти к: навигация, поиск

Флорентийская школа живописи — известная художественная школа, созданная в итальянской Тоскане. Художники этой школы работали под влиянием реалистической стилистики, разработанной во Флоренции в 14 веке, во многом благодаря усилиям Джотто ди Бондоне.  К представителям  флорентийской школы относятся известные итальянские художники Филиппо Брунеллески, Донателло, Микеланджело, Фра Анжелико, Боттичелли, Липпи, Рафаэль, и Мазаччо.

История

 Тосканское искусство 13 века в итальянских городах Пизе и Лукке послужило основой для формирования Флорентийской школы. Основателем флорентийской художественной школы считают художника Джотто.  Творческие находки художника не пропали даром, а получили развитие в творчестве флорентийских художников последующих веков, среди них были Паоло Учелло, Мазаччо и сам Микеланджело Буонарроти. Представители школы реформировали как искусство Флоренции, так и самой Италии эпохи Возрождения, сделав уникальный вклад в архитектуру, инженерное дело, садово -парковой искусство, скульптуру и живопись.

Мозаичный потолок Баптистерия св. Иоанна во Флоренции, около 1225г..

Древнейшей из дошедших до нас крупной работой школы является мозаичное убранство  купола Баптистерия Святого Иоанна, которое выполнено около 1225 года. В работе принимали участие и венецианские художники, но, несмотря на это, тосканские художники создали в мозаике выразительные, живые сцены, показывающие эмоциональное состояние героев, что шло в разрез со сложившимися Византийским традициями. Художник Коппо ди Марковальдо  был ответственным за изображение центральной фигуры Христа и был самым ранним их флорентийских художников, участвующих в работе.  Объем ощущается зрителями в  панно "Мадонна с младенцем", написанном для церквей Серви в Сиене и Орвието.

Мадонна Санта-Тринита, около 1285,в церкви Санта-Тринита,  в настоящее время работа находится в галерее Уффици.

Аналогичные работы были выполнены в конце 13 — начале 14 века для флорентийских церквей Санта Мария Новелла, Санта-Тринита и Всех святых.  

В картине Дуччо (1285) Мадонна с младенцем на троне и шесть Ангелов или Мадонна Ручеллаи, написанной для церкви Санта-Мария-Новелла (в настоящее находится время в  Галерее Уффици), показано развитие художественной формы и пространства. 

Фреска ДжоттоТраур Святого Франциска в часовне Барди,  Санта-Кроче.

На фреске Джотто, написанной  по заказу семьи Барди, люди размещены в замкнутом пространстве  и находятся в драматической экспрессии. Подобный подход в живописи был использован современником Джотто  Бернардо Дадди при росписи  Францисканского и Доминиканского костелов и повлиял на творчество многих Флорентийских художников.  

Реализм изображений, разработанный ранними Флорентийскими художниками сошел на нет в 15-м веке, вероятно, как следствие перенесенной итальянцами чумы. Так в алтаре, написанным по заказу семьи Строцци  (около 1354-1357г.) для церкви Санта-Мария-Новелла художником Андреа ди Чионе  ощущается замкнутость пространства.

Изобразительное искусство Флорентийской школы характеризуется увлечением проблемами перспективы, стремлением к пластически ясному построению человеческой фигуры (картины Андреа Верроккьо, Паоло Уччелло, А. дель Кастаньо и др.), а в работах художников Б. Гоццоли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Боттичелли, Пьеро ди Козимодля – особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность.

В архитектуре представителями Флорентийской школы был создан новый тип ренессансного палаццо, шли поиски типа храмовой постройки, отвечающей гуманистическим идеалам эпохи. В дальнейшем Флорентийская школа стала одним из главных центров искусства маньеризма.

Портрет

Появление во Флоренции портретного жанра произошло позже монументального, его появление произошло во второй четверти XV века, а расцвет — на последнюю треть века. Первые итальянские портреты были написаны на фресках. Реплики создавались для частных домов, как правило, с мемориальной целью. Наряду с мужским портретом во Флоренции появляются и женские портреты. Портреты писались в профиль человека.

С середины XV века в развитии Флорентийской портрете появились новые тенденции. Пристрастие к композиции в профиль сменялось в положение в три четверти. Эта композиция была излюбленной в голландских портретах.

В середине XV века нейтральный фон портретов заменяется на фон с ландшафтами, развертывается в пространстве. В последней трети XV века ведущая роль принадлежит портретам в три четверти, а вид часто расширяется до талии.

Рисунки флорентийских художников

Микеланджело Буонарроти. Рисунок «Проклятая душа», 1525, Уффици, Флоренция

См. также

Литература

  • Средневековый мир в терминах, именах и названиях: словарь-справочник / Е. Д. Смирнова; Л. П. Сушкевич; В. А. Федосик. — Минск: Беларусь, 1999. 383 с.; ISBN 985-01-0151-2.
  • К. Штегман, Г. Геймюллер. Архитектура Ренессанса в Тоскане (пер. с немецкого), в. 1-3, М., 1936-1941.
  • «Энциклопедия живописи». Изд. на рус. яз. — под ред. Н. А. Борисовской и др., М. 1997.
  • Кузьмина М.Т. Мальцева Н.Л. «История зарубежного искусства», М. «Искусство», 1971.
  • "Florence Art life and organization", The Oxford Companion to Western Art. Ed. Hugh Brigstocke. Oxford University Press, 2001. ISBN 0-19-866203-3.
  • John Pope-Hennessy. The Robert Lehman Collection I, Italian Paintings. — New York, Princeton: The Metropolitan Museum of Art in association with Princeton University Press, 1987. — ISBN 0870994794.

Внешние ссылки

  • Флорентийская школа живописи

Флорентийская школа живописи.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12