30-04-2023
Флорентийская школа живописи — известная художественная школа, созданная в итальянской Тоскане. Художники этой школы работали под влиянием реалистической стилистики, разработанной во Флоренции в 14 веке, во многом благодаря усилиям Джотто ди Бондоне. К представителям флорентийской школы относятся известные итальянские художники Филиппо Брунеллески, Донателло, Микеланджело, Фра Анжелико, Боттичелли, Липпи, Рафаэль, и Мазаччо.
Тосканское искусство 13 века в итальянских городах Пизе и Лукке послужило основой для формирования Флорентийской школы. Основателем флорентийской художественной школы считают художника Джотто. Творческие находки художника не пропали даром, а получили развитие в творчестве флорентийских художников последующих веков, среди них были Паоло Учелло, Мазаччо и сам Микеланджело Буонарроти. Представители школы реформировали как искусство Флоренции, так и самой Италии эпохи Возрождения, сделав уникальный вклад в архитектуру, инженерное дело, садово -парковой искусство, скульптуру и живопись.
Древнейшей из дошедших до нас крупной работой школы является мозаичное убранство купола Баптистерия Святого Иоанна, которое выполнено около 1225 года. В работе принимали участие и венецианские художники, но, несмотря на это, тосканские художники создали в мозаике выразительные, живые сцены, показывающие эмоциональное состояние героев, что шло в разрез со сложившимися Византийским традициями. Художник Коппо ди Марковальдо был ответственным за изображение центральной фигуры Христа и был самым ранним их флорентийских художников, участвующих в работе. Объем ощущается зрителями в панно "Мадонна с младенцем", написанном для церквей Серви в Сиене и Орвието.
Аналогичные работы были выполнены в конце 13 — начале 14 века для флорентийских церквей Санта Мария Новелла, Санта-Тринита и Всех святых.
В картине Дуччо (1285) Мадонна с младенцем на троне и шесть Ангелов или Мадонна Ручеллаи, написанной для церкви Санта-Мария-Новелла (в настоящее находится время в Галерее Уффици), показано развитие художественной формы и пространства.
На фреске Джотто, написанной по заказу семьи Барди, люди размещены в замкнутом пространстве и находятся в драматической экспрессии. Подобный подход в живописи был использован современником Джотто Бернардо Дадди при росписи Францисканского и Доминиканского костелов и повлиял на творчество многих Флорентийских художников.
Реализм изображений, разработанный ранними Флорентийскими художниками сошел на нет в 15-м веке, вероятно, как следствие перенесенной итальянцами чумы. Так в алтаре, написанным по заказу семьи Строцци (около 1354-1357г.) для церкви Санта-Мария-Новелла художником Андреа ди Чионе ощущается замкнутость пространства.
Изобразительное искусство Флорентийской школы характеризуется увлечением проблемами перспективы, стремлением к пластически ясному построению человеческой фигуры (картины Андреа Верроккьо, Паоло Уччелло, А. дель Кастаньо и др.), а в работах художников Б. Гоццоли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Боттичелли, Пьеро ди Козимодля – особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность.
В архитектуре представителями Флорентийской школы был создан новый тип ренессансного палаццо, шли поиски типа храмовой постройки, отвечающей гуманистическим идеалам эпохи. В дальнейшем Флорентийская школа стала одним из главных центров искусства маньеризма.
Появление во Флоренции портретного жанра произошло позже монументального, его появление произошло во второй четверти XV века, а расцвет — на последнюю треть века. Первые итальянские портреты были написаны на фресках. Реплики создавались для частных домов, как правило, с мемориальной целью. Наряду с мужским портретом во Флоренции появляются и женские портреты. Портреты писались в профиль человека.
С середины XV века в развитии Флорентийской портрете появились новые тенденции. Пристрастие к композиции в профиль сменялось в положение в три четверти. Эта композиция была излюбленной в голландских портретах.
В середине XV века нейтральный фон портретов заменяется на фон с ландшафтами, развертывается в пространстве. В последней трети XV века ведущая роль принадлежит портретам в три четверти, а вид часто расширяется до талии.
Мазаччо? Мужской портрет в профиль. Вашингтон, Национальная галерея
Паоло Уччелло? Женский портрет в профиль. Музей Изабелы Стюарт Гарднер, Бостон
Андреа дель Кастаньо. Мужской портрет в 3/4. Вашингтон
С. Боттичелли. Портрет молодого человека с медальоном.
Сандро Боттичелли. Женский портрет.
Микеланджело Буонарроти. Копия фигур фрески Джотто в капелле Перуцци.
Филиппино Липпи, «Апостол и ученый», до 1482 г.
Леонардо да Винчи, рисунок фигуры апостола. Галерея Альбертина.
Сандро Боттичелли, «Ангел», 1490 р., Уффици, Флоренция
Фра Бартоломео, «Св. Георгий», музей Бойманс ван Бенинген, Роттердам
Лоренцо ди Креди. «Мадонна»
Леонардо да Винчи, рисунок головы апостола, Виндзорский замок, Великобритания.
Франческо Сальвиати, дизайн вазы, 1545 г.
Флорентийская школа живописи.