Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Туранские религии

11-09-2023

Перейти к: навигация, поиск

Туранские религии (другое название скифо-сарматская религия, религия саков) - религиозные и мифологические воззрения, распространенные среди скотоводческих туранских племён (скифов, сарматов, саков) от Гиндукуша до Причерноморья в эпоху раннего железа. Религиозные представления туранцев восходят к маздаизму, но у туранцев Ахура Мазда почитается не как верховный бог, а как один из множества других божеств общего древнеиранского пантеона.

Религиозные воззрения скифов

Наиболее ценные сведения о скифских божествах и обрядах сообщает Геродот. Скифскую религию времён Геродота можно характеризовать как племенную с тенденцией к созданию национально-государственной религии. Выделился общескифский пантеон высших богов, возглавляемый триадой ТабитиПапайАпи. По словам Геродота, скифы более всего почитали Табити (Гестию) - богиню домашнего очага и огня. Это почитание огня как священной стихии, свойственное всем индоевропейским и в особенности индоиранским народам[1].

Религиозные воззрения сарматов и алан

Предположительно пантеон сарматов насчитывал семь божеств, так как культ семи богов засвидетельствован у аланов[2]. Почитание семи богов в архаичном виде встречается и в Авесте[3]. Нимфодор Сиракузский (III в. до н.э.) писал о том, что «савроматы (сарматы) почитали огонь»[4].

Религиозные воззрения саков и массагетов

Саки в Авесте названы туранцами. Согласно Авесте уже среди туранцев имелись последователи Заратуштры (род Фрианы). Это же подтверждает присутствие в Авесте легендарных героев Хаошанга и Тахма-Урупа, известных в скифо-сакском эпосе[5].

Древнегреческий историк Геродот, упоминая обо одном из сакских племён - массагетах, пишет что они почитали солнце[6].

В хотано-сакском языке «солнце» называется urmay-sde (сакское отражение древнеиранского Ахура Мазда/Ahura-Mazdāh)[7].

Библиография

  1. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. / Серия: Археология СССР. М.: Наука, 1989, С.120-121.
  2. Абаев В.И. Культ семи богов у скифов//Древний мир. М., 1962, С.446.
  3. Нагимов Р.Д. Мировоззрение кочевников Южного Урала в эпоху раннего железа и его связь с зороастризмом//Урал-Алтай: через века в будущее. Уфа, 2008, С.163.
  4. Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. М., Наука, 1975, С.155.
  5. Нагимов Р.Д. Мировоззрение кочевников Южного Урала в эпоху раннего железа и его связь с зороастризмом//Урал-Алтай: через века в будущее. Уфа, 2008, С.161.
  6. Геродот//История. В 9-ти кн./Пер. Г.А. Стратановского. М., Ладомир, 2001.
  7. Лившиц В.А. Иранские языки народов Средней Азии//Народы Средней Азии и Казахстана, I. M., 1962, С.153.

Туранские религии.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12