14-10-2023
Талдык | |
39°45′54″ с. ш. 73°10′06″ в. д. / 39.765° с. ш. 73.168333° в. д. (G) (O) (Я) | |
Страна | Киргизия |
Регион | Ошская область |
Горная система | Памир |
Высота седловины | 3615 м м |
Талдык - перевал в Алайском хребте, ориентирован с севера на юг и соединяет долину реки Гюльча на севере с Алайской долине на юге. Высота перевала 3615 м. Через перевал проходит шоссе - участок Восточного Памирского тракта, соединяющее город Ош с поселком Сары-Таш в Алайской долине [1].
С севера на перевал дорога поднимается впечатляющим серпантином. На южной стороне перевала дорога плавно переходит на перевал 40-лет Киргизии (3541) и уже с него спускается в Сары-Таш. В 1903 году Н.Л. Корженевский на перевале Талдык обнаружил столб с именами людей, принявших участие в проектировании и прокладке дороги на Памир. Это были знаменитый путешественник и разведчик подполковник Б. Л. Громбчевский, инженеры путей сообщения Мицкевич, Бураковский, Зараковский и подпоручик Ирмут. Между тем, очень долго считалось, что первую колесную дорогу через перевал Талдык построили в 1916 году пленные австрийцы. Дневник Корженевского свидетельствует о другом: первая колесная дорога в Алайскую долину проложена на 22 года раньше (1894 г.) русскими саперными частями[1].
В 30-х годах 20-го века через перевал Талдык было открыто автомобильное сообщение.
Талдык.