Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Симфорок

16-05-2023

(перенаправлено с «Симфорок»)
Перейти к: навигация, поиск
Симфо-рок
Направление:

прогрессивный рок

Истоки:

прогрессивный рок, арт-рок, классическая музыка

Место и время возникновения:

Великобритания Великобритания, конец 1960-х

Годы расцвета:

Первая половина 1970-х

Родственные:

арт-рок, спейс-рок

Производные:

симфонический метал, нео-прогрессивный рок

См. также:

Камерный рок

Симфо-ро́к[1][2][3], также симфоро́к[4] (англ. Symphonic rock, Symphonic Prog) — стиль рок-музыки, поджанр прогрессивного рока. Термин был предложен для обозначения прогрессивных групп, более всего сориентированных на академический подход к музыке, в отличие от экспериментальных и психоделических коллективов.

Не существует четкой границы между такими направлениями, как симфо-рок, арт-рок и спейс-рок. Многие группы сочетали эти жанры даже в пределах одного альбома. Кроме того, к симфоническому року можно отнести и представителей так называемого «тяжелого прогрессива» (например, Rush) и прогрессивного фолка (например, Jethro Tull).

Симфо-рок характеризуется сочетанием прогрессивного рока и классической музыкальной традиции. Это может проявляться либо в обращении к произведениям мировой классики (от простого цитирования некоторых фрагментов до интерпретации целых произведений), либо в использовании традиций классической симфонической музыки в композиции и аранжировке оригинальных произведений. Кроме того, в симфо-роке часто к исполнению привлекаются академические составы (от малых ансамблей до симфонических оркестров), классические инструменты (струнные, деревянные духовые, перкуссия, ксилофон и так далее), а также различные клавишные инструменты и синтезаторы. При этом к симфо-року не стоит причислять записи, представляющие собой так называемую рок-обработку классики, а также исполнение знаменитых композиций рок-музыки симфоническими оркестрами или любыми другими составами.

Характерные особенности

  • Структурно сложные композиции, нетривиальные гармонии, обилие ритмических переходов.
  • Эпичность, концептуальность.
  • Богатый, плотный звук.
  • Использование аналоговых клавишных и прочих живых инструментов (флейта, саксофон, струнные, ксилофон и т. д.).
  • Виртуозное исполнение.
  • Второстепенная роль вокала, иногда — только инструментальная музыка.
  • Преимущественно высокий чистый вокал, многоголосие.
  • Цитирование европейской симфонической классики, нередко — джазовые вставки и фольклорные мотивы.
  • Эмоциональность, соседствующая с отстранённостью.

Зарождение симфонического рока

1964—1967 гг.

Первые попытки сочетания рока и академической музыки были предприняты ещё в середине 1960-х, прежде всего, в форме так называемого барокко-рока. Наиболее яркими образцами можно назвать Yesterday и Eleanor Rigby группы The Beatles и As Tears Go By группы The Rolling Stones. Эти песни отличало использование струнных в барочной аранжировке. Чуть позже была записана песня A Whiter Shade of Pale группы Procol Harum, которую теперь принято считать первым случаем цитирования классических произведений в рок-музыке.

В 1967 году был записан альбом The Thoughts of Emerlist Davjack группы The Nice, который принято считать первым (или одним из первых) прогрессивных альбомов в истории.

1968 г.

Идеи барокко-рока получили свое развитие в США в творчестве более тяжелых групп, таких как Vanilla Fudge, Iron Butterfly и обитавших в то время за океаном британских Deep Purple времен первого состава. Deep Purple, в частности, записали один из первых рок концертов с участием сифонического оркестра. Однако, большинство групп этого направления в конечном итоге пришли к более прямолинейной музыке, оказавшись в числе ведущих исполнителей хард-рока.

1969 г.

В итоге, первыми образцами окончательно сформировавшегося симфонического рока принято считать дебютные альбомы групп King Crimson, Emerson, Lake & Palmer, Yes и некоторых других.

Расцвет и упадок симфонического рока

В начале 1970-х симфонический рок стал одним из самых востребованных жанров рок-музыки, что привело к появлению многочисленных групп-последователей пионеров симфо-рока. Дань этому направлению отдали даже некоторые коммерческие музыканты, например, Элтон Джон, записавший свой самый лучший по признанию критиков альбом Goodbye Yellow Brick Road.

Однако к середине 1970-х интерес публики к прогрессивному року стал ощутимо снижаться. Этому способствовали две негативные тенденции в развитии симфонического рока, набравших силу к тому времени. С одной стороны, признанные корифеи жанра проявляли склонность к все большему усложнению музыкального материала, теряя чувство меры и, как следствие, значительную часть слушателей. С другой стороны, большинство новых групп предпочитало следовать уже обкатанным моделям, подражая одному из трех китов симфо-рока — Yes, Genesis или ELP, что явно свидетельствовало о том, что все свежие идеи уже исчерпаны.

К началу 1980-х симфонический рок практически перестал существовать, не выдержав конкуренции с направлениями поп и рок музыки (диско и панк-рок). Ведущие представители жанра либо прекратили деятельность, либо перешли к выпуску более коммерческой музыки.

Локальные сцены

Неанглоязычный симфо-прог развивался по своим законам, в большинстве случаев отставая по времени от мейнстрима жанра. Тем не менее, локальные сцены симфонического рока подарили миру не одну жемчужину, демонстрируя самобытность и оригинальность подхода. К сожалению, долгое время эти шедевры симфо-рока оставались достоянием только локальной публики.

На общем фоне выделяются следующие национальные сцены симфо-рока:

  • Итальянская.
  • Франкоязычная (Франция/Канада).
  • Германская.
  • Голландская.
  • Японская.

Первый ренессанс — рождение Нео-прогрессива

К середине 1980-х в Британии возникает движение, названное Нео-прогрессивом и представленное прежде всего такими группами, как IQ и Marillion. Это были коллективы, которые пытались продолжить путь симфо-прогрессива с того момента, на котором остановились титаны жанра в середине 1970-х. Основным ориентиром для них была группа Genesis периода расцвета. Волна пошла на убыль к концу 1980-х.

Второй ренессанс

После почти десятилетия относительного затишья, симфонический рок снова оказался в моде к концу тысячелетия. Это было связано с появлением прог-ориентированных лейблов (например, Muse), развитием Интернета, а также с активизацией локальных прог-сцен (Швеция, Финляндия, Германия и др.). Несмотря на осовремененность и утяжеление саунда, новая волна Нео-прогрессива оказалась намного ближе к классическому симфо-прогу за счет некоммерческого звучания.

Примечания

  1. Словарь новейших иностранных слов: конец ХХ-начало ХХI вв. — АСТ, Астрель, 2009. — 944 с. — ISBN 978-5-17-061488-2.
  2. Новое в русской лексике: Словарные материалы 1986. — М.: Русский язык, 1996. — С. 264. — 380 с. — ISBN 5-86007-036-5.
  3. Актуальные проблемы письменной адаптации иноязычных заимствований. Проверено 6 мая 2013. Архивировано из первоисточника 11 мая 2013.
  4. Русский орфографический словарь: около 200 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Под. ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. — Изд. 4-е, испр. и доп.. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2012. — С. 683. — (Фундаментальные словари русского языка). — ISBN 978-5-462-01272-3.
Прогрессивный рок
Арт-рок • Кентербери • Нео-прогрессивный рок • Симфо-рок • Спейс-рок
Zeuhl • Краут-рок • Математический рок
Список групп прогрессивного рока • Список музыкантов прогрессивного рока
Связанные статьи
Авангардный метал • Джаз • Джаз-фьюжн • Прогрессивный металПсиходелический рок • Нью-прог

Симфорок.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12