Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Роговой оркестр

09-05-2023

Трубы рогового оркестра в коллекции Санкт-Петербургского Музея Музыки

Роговой оркестр — музыкальный коллектив, исполняющий музыку на охотничьих рогах. Характерной особенностью таких оркестров является то, что на каждом инструменте можно издать лишь один звук хроматического звукоряда. Изначально в таких оркестрах один музыкант закреплялся за одним инструментом, в современных роговых оркестрах исполнители могут последовательно играть на нескольких инструментах. Таким образом, удалось сократить необходимое количество музыкантов в оркестре до 12-15 человек.

По исполнительским принципам рога можно отнести к медным духовым инструментам. Ближайшими родственниками этих инструментов являются: валторна (Waldhorn нем. — «лесной рог»), альпийский рог (Alpenhorn). Роговые оркестры — это специфическое российское явление. Возникнув в 1751 году, этот вид искусства никогда не выходил за пределы России.

В литературе XVIII—XIX века можно встретить упоминания о роговых оркестрах, где они называются «хор музыки», «роговая капелла», «Императорский Егерский хор». Известно также образное название «живой орган».

Содержание

История роговой музыки

Роговой оркестр

Первый роговой оркестр возник в 1751 году. Тогда Гофмаршал Семен Кириллович Нарышкин поручил своему капельмейстеру Яну Марешу «сперва согласить у своих охотников все роги в стройность; ибо до того времени употреблялись они так, как из рук медника выходили». Тогда сделали набор инструментов диапазон которых составил две октавы и собрали оркестр из крепостных крестьян. Несколько месяцев Ян Мареш занимался роговой музыкой втайне, на одном значительном приеме у Г. Нарышкина он решил продемонстрировать её гостям. Так описывает первое выступление рогового оркестра И. Х. Гинрихс:

… Зашла опять речь о прежнем предмете и Его Превосходительство жаловался чрезвычайно на Марешову нерачительность. Пошли тут многие на тот счет насмешки. Один остряк сказал между прочим, что Мареш хочет выдумать особливую для диких зверей музыку. Мареш шутя тут с прочими совокупно и не трогаяся ни мало колкими насмешками сказал наконец важным и утвердительным видом: Что вы скажете тогда, есть ли сия музыка не имеет ни мало такой грубости, какую вы себе воображаете? Возродилось во всех чрезвычайное любопытство; а особливо когда узнали, что люди собраны уже в большой манеж и готовый сыграть разные штучки. Всяк вскоча из за стола спешил как можно скорее на место своего ожидания. Все поражены были чрезвычайным удивлением. Гофмаршал был тому столь обрадован, что обнявши Мареша не знал как ему изъявить свое удовольствие. Признавался с радостью в равенстве Гармонии; ибо валторны были бы к тому весьма слабы, и музыка не могла бы быть столь громка как ныне, в которой всю мелодию составляют охотничьи рога.[1]


В 1757 году Императрица Елизавета, услышав на охоте роговой оркестр, приказала сделать такой же при своем дворе. С тех пор иметь роговой оркестр старались все знатные дома в России.

К концу XVIII века в одном Петербурге кроме двух «Императорских Егерских хоров» насчитывалось еще девять. Исполняли они произведения европейской классики, народные песни, гимны.

В 1796-м году Павел I велел сократить использование роговой музыки в придворных празднествах. Но роговые оркестры вельмож продолжали звучать.

При вступлении на престол Александра I в 1801 году рога вернулись в музыкальный обиход двора, придворные балы, парады, маскарады, разные празднества непременно проходили с участием роговой музыки, она стала вновь популярна. Личный роговой оркестр императора состоял тогда более чем из 300 рогов.

В 1810 году вновь происходит охлаждение интереса к роговой музыке.

К середине 1820-х из полков хоры роговой музыки имели только лейб-гвардии Конный и Конногвардейский. С конца 1830-х инструменты военных роговых оркестров были переданы на хранение в арсенал лейб-гвардии Преображенского полка.

В 1820-30-е годы роговые оркестры были при дворе Нарышкиных, Строгановых, Шереметевых, Разумовских, Салтыковых.

Примерно к концу 1830-х роговая музыка вышла из употребления.

В 1882 году был создан роговой оркестр при дворе Александра III. В том же 1882 году, при короновании Александра и Марии Федоровны и во время торжественного шествия их величеств из дворца в собор и обратно роговой оркестр играл военный сигнал и гимны «Коль славен» Д. С. Бортнянского и «Боже, царя храни!» А. Ф. Львова.

Концертов для широкой публики роговой оркестр в царствование Александра III и Николая II почти не давал, обслуживал дворцовые торжества. Иногда оркестр играл в парках Петергофа и Ораниенбаума. Последнее упоминание о звучании рогового оркестра относится к 1915 году.

Возрождение роговой музыки

Несмотря на то, что роговая музыка долгое время считалась безвозвратно утерянной, находились энтузиасты в ХХ в., пытавшиеся возродить этот уникальный вид творчества, однако их попытки к успеху не приводили.

Не имея примера звучания, сохранившегося нотного материала и самих инструментов, Сергей Песчанский в 2001 году все же взялся за возрождение русской роговой музыки и вскоре создал первый в России (с 1915 года) роговой оркестр. Первый инструмент был выполнен Песчанским из бумаги, его форма была найдена опытным путем. Историческая конструкция рога с загнутым концом была изменена на прямую — это сделало инструмент проще в изготовлении. Нотная запись была также изменена. Партитура раскладывается на отдельные ноты, затем из нот составляются партии, в зависимости от количества музыкантов, занятых в конкретном произведении.

В 2002 году при РГПУ им. А. И. Герцена образовался профессиональный музыкальный коллектив «Русская роговая капелла», который в наше время выступает с концертами в России и за рубежом (Греция, Испания, Франция, Польша, Эстония, Германия, Чехия, Ватикан)[2].


Среди них:

  • Концерты с Германом Бауманом (Германия, валторна) в России и Германии;
  • Выступление с Полом Ниемисто (США, эфониум) в Москве;
  • Ежегодные сезонные выступления в Нижнем парке музея-заповедника «Петергоф»;
  • Ежегодный фестиваль «Царская музыка»;
  • Концерты в Санкт-Петербургской филармонии. Малый зал;
  • Закрытие фестиваля «Православная Русь». Москва, Колонный зал Дома Союзов;
  • Концерт в Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии им. Д. Д. Шостаковича в рамках фестиваля «Царская музыка 2009»;
  • Участие в концерте «Три Рима». Зал папской аудиенции. Ватикан.2010 г;
  • Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Александро-Невская Лавра. 2010 г.

В настоящее время оркестр «Русская роговая капелла» имеет свою репетиционную базу (Московский проспект, 80), где по вторникам и пятницам проводятся общие репетиции оркестра. Посещение репетиций свободное. Благодаря растущей популярности «Русской роговой капеллы», руководство РГПУ им. А. И. Герцена выделило концертный зал в бывшем дворце графа Разумовского, где концерты капеллы проходят регулярно. Восторженные отзывы слушателей и признание профессионалов позволяют считать русскую роговую музыку возрождённой.

В 2006 году в Санкт-Петербурге, большую популярность приобрел коллектив — «Российский Роговой Оркестр» под управлением Сергея Поляничко, активно выступающий в Санкт-Петербурге, а также занимающийся популяризацией роговой музыки в городах России и мира.

За четыре года творческого пути Оркестр дал более 300 концертов, выступив в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской Филармонии, Мариинском театре, концертном зале Мариинского театра,Государственном кремлевском дворце, Московском Международном Доме Музыки, Храме Христа Спасителя, Георгиевском зале Московского Кремля, Георгиевском зале Эрмитажа, Малом зале Санкт-Петербургской Консерватории им. А.Глазунова, Академической Капелле Санкт-Петербурга, Таврическом дворце, Смольном соборе, Александро-Невской Лавре, Петропавловской крепости, во дворцах Павловска, Царского Села, Петергофа.

В репертуаре оркестра музыка Баха, Альбинони, Генделя, Каччини, Россини, Штрауса, Равеля, Чеснокова, Хачатуряна, Шостаковича, Тищенко, а также маршевая и гимновая музыка.

В январе 2007 года, по приглашению Маэстро Валерия Гергиева, Российский Роговой Оркестр, совместно с Мариинским театром, участвовал в фестивале «Red Sea» в Израиле, а в декабре 2008, по приглашению Международного Красного Креста и Российского Императорского Дома выступал на Сицилии, на церемонии в честь подвига Российский моряков и был удостоен специального диплома L’Associazione Filarmonica Santa-Cecilia.

В 2007 году, совместно с камерным оркестром «Pratum Integrum», в Международном Доме Музыки в Москве состоялось аутентичное исполнение и запись на CD мелодрамы Евстигнея Фомина «Орфей», не исполнявшейся с 1792 года, а в апреле 2010 года, совместно с Государственной Академической Капеллой Санкт-Петербурга, Российский Роговой Оркестр исполнил «Реквием» Осипа Козловского, не исполнявшегося в оригинальной редакции 206 лет. Этот концерт стал одним из самых значительных музыкальных событий концертного сезона Санкт-Петербурга и был записан на DVD.

Российский Роговой Оркестр, как и оркестры прошлого, сопровождает важные церемонии, выступая перед представителями духовенства, видными государственными деятелями и широкой аудиторией. Российский Роговой Оркестр выступил на открытии международного экономического форума, принял участие во многих музыкальных фестивалях России, от Москвы до Красноярска, многократно гастролировал в Израиле, Италии, Эстонии, Литве, Латвии, Финляндии, Германии.

В 2010 году, желая сделать Петербург еще более привлекательным для туристов, Российский Роговой Оркестр возродил «Невские Серенады» — водные прогулки по Неве и каналам города в сопровождении Роговой Музыки, популярные в 19-м веке.


Сезон 2010/11 Российский Роговой Оркестр открыл пятью концертами на Красной площади в рамках фестиваля «Спасская башня», записью музыки к фильму Александра Сокурова «Фауст» и съемками в программах «Новогодний Огонек», «Абсолютный слух» на телеканале «Культура» и программе ОРТ «Хочу знать».

Примечания

  1. И. Х. Гинрихс. «Начало, успехи и нынешнее состояние Роговой музыки», 1796 г.
  2. «РУССКОЕ ЧУДО» – РОГОВОЙ ОРКЕСТР. // horncapella.ru. Проверено 2 ноября 2011.

Ссылки

  • Русская роговая капелла — официальный сайт Русской Роговой Капеллы.
  • Российский роговой оркестр
  • Я. Штелин. «Музыка и балет в России XVII века» на сайте www.trumpetclub.ru
  • Роговой оркестр — статья из Большой советской энциклопедии

Литература

  • Вертков К. А. «Русская роговая музыка». Л.-М., 1948.

Роговой оркестр.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12