Беспалько, Владимир Павлович, доктор педагогических наук (1970), профессор (1973), действительный член РАО (1992; Отделение общего среднего образования).
Известен как:
учёный в области педагогических наук, один из основоположников научной школы «Методология педагогики».
В.М. Полонский, совместно с академиком В.В. Краевским, является основоположником научной школы «Методология педагогики», оказавшей значительное влияние на развитие современной педагогики, решение фундаментальных проблем оценки качества научно-педагогических исследований, описания результатов исследований, разработки понятийно-терминологического аппарата науки[1].
1970 – кандидатская диссертация по теме: «Дидактические вопросы оценки системы знаний». Научный руководитель: Беспалько, Владимир Павлович, доктор педагогических наук (1970), профессор (1973), действительный член РАО (1992; Отделение общего среднего образования).
1970 – младший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО.
1977 – 1990 – старший научный сотрудник.
1989 – докторская диссертация по теме: «Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований».
1990 – присвоена степень доктора педагогических наук.
1990 – 1992 – ведущий научный сотрудник.
1995 – 2004 – зав. отделом философии образования и методологии педагогики.
В настоящее время также член диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член диссертационного совета 501.001.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций Факультета психологии МГУ, член Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, эксперт Российского гуманитарного научного фонда и Российского научного фонда, член редколлегии журналов «Отечественная и зарубежная педагогика» и «Асимметрия».
Методологияпедагогической науки: классификация исследований, типология педагогических исследований, критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований, способы представления результатов научно-педагогических исследований.
Понятийно-терминологический аппарат педагогики, стандартизация в образовании и педагогике.
Научно-педагогическая информация (НПИ): информационные потребности пользователей НПИ, разработка рубрикаторов, словарей нормализованной лексики и тезауруса по основным областям педагогики и образования.
Концепция дифференцированной оценки качества научно-педагогических исследований.
Критерии оценки качества и эффективности для фундаментальных и прикладных исследований, позволяющие оценивать результаты работ с помощью общенаучных, типовых (логико-семантических) и конкретно-научных (отраслевых педагогических) критериев.
Фасетная классификация научно-педагогических исследований, в основу которой положен фасетный метод - деление объектов на независимые классификационные группировки, характеризующие специфику педагогических исследований.
Типовые и конкретно-научные критерии оценки новизны, актуальности, теоретической и практической значимости результатов исследования.
Требования и уровни для описания новизны (конкретизации, дополнения, преобразования) и практической значимости работ.
Методы определения новизны результатов научно-педагогических исследований (антиципации, эталонного сравнения, информационный метод).
Объектно-компонентный метод описания результатов научно-педагогических исследований и его компоненты (объектный, преобразующий, конкретизирующий), что позволяет анализировать и описывать итоги исследований с единых методологических позиций.
Принципы систематизации и упорядочения понятийно-терминологического аппарата педагогики для формирования соответствующих видов педагогики, квалифицируемых на основе одного признака, а также для квалификации последовательности процедур контроля на основании нескольких признаков.
Вероятностный и синтезированный методы оценки системы знаний, методика определения диагностического веса контрольных вопросов, что позволяет проверять и оценивать учебный курс с помощью минимума вопросов.
Стандарты и другие нормативные документы в области научно-педагогической информации (рубрикаторы, тезаурус, словари нормализованной лексики, понятийно-терминологические словари по различным областям педагогики). Документы входят в Государственную автоматизированную систему научно-технической информации (ГАСНТИ), применяются в информационных центрах и библиотеках России для индексирования, поиска и систематизации научно-педагогической информации, создания проблемно-ориентированных банков и баз данных в отрасли.
25 продуктов интеллектуальной собственности, зарегистрированных в государственной системе научно-технической информации (словари, рубрикаторы, тезаурусы и др.), которые выполняют методологические функции, задают координаты педагогической науки и её отдельных областей и предназначены для индексирования и поиска документов в банках и базах данных, сети Интернет, обмена данными в пределах России и за рубежом.
Результаты научных исследований В.М. Полонского вошли в требования к диссертациям по педагогическим наукам Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации (ВАК) и рекомендованы для преподавателей педагогических дисциплин в вузах и университетах. Кроме того, В.М. Полонский - организатор и руководитель действующих методологических семинаров.
Под руководством В.М. Полонского защищено 6 кандидатских и одна докторская диссертация.
В.М. Полонский - автор 230 научных работ, в том числе 18 книг, монографий и словарей. По вопросам методологии педагогики опубликовано более 70 статей в журналах реестра ВАК, в том числе 28 статей в журнале «Советская педагогика», «Педагогика» (1972-2014), статьи в Российской педагогической энциклопедии и другие. 25 работ ученого опубликованы (переведены) в США, Германии, Китае, Болгарии, Чехии, Монголии, Венгрии, Армении, Грузии и Литве. Под научной редакцией В.М. Полонского изданы сборники и комплекс учебных пособий по методологии педагогики[2].
Опыт применения тестов для диагностики и оценки знаний учащихся по биологии и химии в средней школе // Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. Доклады научной конференции / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Факультет психологии, Кафедра педагогики и педагогической психологии, Лаборатория программированного обучения. - М.: МГУ. 1967.- С.154-159.
Социальное и биологическое в воспитании и развитии человека (По страницам журнала "Вопросы философии" // Сов. педагогика. - 1972. - № 5. - С. 139-144.
Классификация педагогических исследований // Сов. педагогика. - 1979. - № 3. - С. 78-82.
Методы определения новизны результатов педагогических исследований // Сов. педагогика. - 1981. - № 1. - С.64-70.
Критерии качества и эффективности завершенных научно-педагогических исследований // Сов.педагогика. - 1982. - № 9. - С. 65-70.
Скаткин М.Н., Грибов В.С., Полонский В.М. Опыт применения критериев для оценки качества и эффективности педагогических исследований // Сов. педагогика. - 1982. - № 9. - С. 65-70.
Педагогические исследования: эффективность, качество, организация // Сов. педагогика. - 1983. - № 7. - С. 49-54.
Оценка знаний школьников. - М.: Знание, 1981. - № 4. - 96 с. Пер. на армянский язык. -Луйс. - 1983. - 95 с.
Педагогические исследования и практика // Сов. педагогика. - 1984. - № 5. - С. 8-13.
Объекты стандартизации в педагогике и народном образовании // Сов. педагогика. - 1985. - № 7. - С. 52-56.
Оценка качества научно-педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1987. - 144 с.
Критерии теоретической и практической значимости исследований // Сов. педагогика. - 1988. - № 11. - С. 48-54.
Новизна результатов исследования // Сов. педагогика. - 1991. - № 5. - С. 60-64.
Научно-педагогическая информация [Текст]: Слов.-справ.: Учителю, директору, клас. воспитателю, методисту, науч. сотруднику, студенту и аспиранту / В.М. Полонский.- М.: Новая шк., 1995. - 254 c.
Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании [Текст] / В.М. Полонский. - М.: Мирос, 1995. - 78 с.
Народное образование. Педагогика [Текст]: Рубрикатор / В.М. Полонский; Рос.акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики.- М.: Наука, 1998. - 150 с.
Проблема доступа к научно-педагогической информации в России. // Педагогика. - №6. – С. 28-34.
Структура результата научно-педагогических исследований // Педагогика. - 1998. - № 7. - С. 26-31.
Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике [Текст]: Преподавателю, руководителю образовательных учреждений, студенту и аспиранту / В.М. Полонский.- М.: Мирос, 2000. - 368 с.
Тезаурус информационно-поисковый по народному образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский; Рос.акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики, Центр общ. и нормативной методологии, Акад. повышения квалификации и переподгот. работников образования.- М.: Academia: АПК и ПРО, 2000. - 343 с.
Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. Учеб.пособие. – Москва: Пед общество России. - 2001. - 271 с.
Словарь по образованию и педагогике [Текст]: Преподавателю, руководителю образовательных учреждений, студенту и аспиранту / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
Образовательные ресурсы в сети Интернет: методическое пособие. М.: 2005. - 64 с.
Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы [Текст]: рубрикатор / В.М. Полонский; Департамент образования г. Москвы, Информ.-аналит. центр.- М.: Известия, 2006. - 335 с.
Русско-китайский лексикон по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский, Цюй Чэн Чжан Наньсинь, Цзян Сяоянь, Чжу Сяомань. - Пекин: 2007. - 436 с.
Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 576 с. - Гл. 12. - С. 369-389; гл. 13. - С. 394-415, сов. П.И. Пидкасистый.
Словарь дидактических терминов [Текст] / В.М. Полонский; Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Московский государственный медико-стоматологический университет.- М., 2011. – 70 с.
Терминологические игры и их последствия // Педагогика. - 2012. - №10. - С.111-116.
Чем больше, тем лучше? К оценке результатов научной деятельности. [Текст] / В. М. Полонский // Педагогика. - 2014. - №2. - С. 35-39. Библиогр. 39.
Методология педагогики. Научная школа В.В. Краевского - В.М. Полонского // Институт теории и истории педагогики: 1944-2014 / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. С.В. Ивановой. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. - С. 251-259.
Биологическое и социальное в развитии и формировании человека // Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Фундаментальные проблемы нейронаук: функциональная асимметрия, нейропластичность и нейродегенерация. Научный центр неврологии РАМН (18-19 декабря 2014 года). - М., 2014. - С. 743-748.
↑Методология педагогики. Научная школа В.В. Краевского - В.М. Полонского // Институт теории и истории педагогики: 1944-2014 / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. С.В. Ивановой. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. - С. 251-259.
↑ В. М. Полонский на сайте Института теории и истории педагогики РАО
Некоторые публикации В. М. Полонского на сайте Биобиблиографическая интернет-энциклопедия по педагогике и психологии «Педагоги и психологи мира»
В. М. Полонский на сайте Библус (библиографический каталог)
В. М. Полонский на портале психологических изданий PsyJournals
В. М. Полонский об изменениях в философии образования
В. М. Полонский на сайте Российской академии образования
В. М. Полонский на сайте Национальная педагогическая энциклопедия