Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Палаццо Скифанойя

29-08-2023

Дворец (палаццо)
Палаццо Скифанойя
Palazzo Schifanoia
Страна Италия
Строительство 13851493 годы
Сайт Официальный сайт

44°49′51.6″ с. ш. 11°37′44.4″ в. д. / 44.831° с. ш. 11.629° в. д. (G) (O) (Я)

Палаццо Скифанойя (итал. Palazzo Schifanoia) — дворец в Ферраре, знаменитый своими фресками, выполненными мастерами раннего Возрождения.

Содержание

История палаццо

Дворец был построен в 1385 году по распоряжению Альберто V д’Эсте (Alberto V d’Este), маркиза Феррары. Название Schifanoia происходит, вероятно, от «Schifar» (итал.  презирать) или «Schivar la noia» (итал.  презирать скуку) и указывает на первоначальное назначение дворца.

Первоначально одноэтажное здание было расширено в 1391 году, а затем существенно перестроено при Борсо д'Эсте (Borso d’Este, 1450—1471), который в 1465 году приказал архитектору Пьетро Бенвенути (Pietro Benvenuti degli Ordini) надстроить сооружение вторым этажом, служившим герцогской квартирой и на котором был устроен впоследствии знаменитый своими росписями Зал Месяцев (Salone dei Mesi). Фасад дворца был украшен мраморным порталом работы Амброджо да Милано (Ambrogio da Milano), увенчанный гербом рода д’Эсте.

В конце XV века, в 1493 году, дворец претерпевает последнее расширение: к востоку архитектор Бьаджо Россетти (Biagio Rossetti) пристраивает ещё один зал. Тогда же завершающий задние карниз в виде зубцов заменяется на существующий ныне.

С падением рода д’Эсте в 1598 году начинается период запустения. В 1703 году Скифанойя была передана семье Тассони (Tassoni) в долгосрочную аренду, а та передала часть здания фабрике для производства табака. Именно тогда были разрушены лоджия и лестница в саду, а фрески закрыты белой штукатуркой. После наполеоновских войн дворец был конфискован и приобретен жителем Феррары Джакомо Майолем (Giacomo Mayol). Фрески были вновь открыты лишь в 1821 году главным образом благодаря любопытству и упрямству реставратора Джузеппе Сароли (Giuseppe Saroli). Это послужило началом долгой компании за превращение дворца в музей, увенчавшейся в 1898 году полным успехом: дворец был выкуплен муниципалитетом и переоборудован под нужды городского музея и библиотеки. Ныне дворец является частью городского музея древнего искусства (Musei Civici di Arte Antica).

Зал Месяцев

Зал Месяцев был расписан в 1469-71 гг. феррарскими мастерами. Известно два имени — Франческо дель Косса и Бальдассаре д'Эсте, хотя, судя по стилистическому анализу, их было не меньше пяти. Фресками украшен большой зал парадного этажа, это сложный аллегорико-астрологический ансамбль на сюжет 12 месяцев. Ансамбль сохранился наполовину и сильно поврежден.

Фрески опоясывают стены зала 3 рядами, образуя декоративную систему из 12 главных циклов. Каждый цикл, объединяющий по вертикали 3 фрески, посвящен одному из месяцев года.

Фрески верхнего ряда изображают триумфы олимпийских богов-покровителей созвездий, причем сопоставлении следует Астрономикону:

О божествах – покровителях созвездий, о том, кому какого бога назначила природа, дав великим добродетелям божественное воплощение, соединив в богах священные силы, дабы личность придала весомость понятиям. Паллада – покровительница Овна, Цитерея – Тельца, Феб – стройных Близнецов, Меркурий – Рака, Юпитер и Мать богов владеют Львом; Дева принадлежит Церере; Весы – сделавшему их Вулкану; воинственный Скорпион отдан Марсу, Диане – охотник, полумуж-полулошадь; Веста греет ущербные звёзды Козерога; напротив Юпитера – звёзды Водолея, принадлежащие Юноне; Нептун объявляет своими эфирных Рыб.

Астрономикон, кн. 2, 435-450[1].

Вокруг триумфаторов изображены аллегорические сцены.

В среднем ряду — знаки зодиака данного месяца в сопровождении 3 фигур. Эти фигуры были идентифицированы лишь в начале XX века Варбургом как деканы, то есть управители 36 частей зодиакального круга (по 3 в каждом знаке зодиака). Образы тридцати шести деканов, сгруппированных по соответствующим знакам зодиака, были описаны в ряде магических сочинений, в том числе в Пикатрикс. В нижеследующей таблице для сравнения представлены образы трёх деканов Овна:

Изображение в Зале Месяцев Описание в «Пикатрикс»[2] Описание в «Тенях» Бруно[3]
Огромный тёмный человек с красными глазами, держащий меч и одетый в белое одеяние Огромный тёмный человек с горящими глазами в белых одеждах
Женщина, одетая в зелёное, не имеющая одной ноги Женщина
Человек, держащий золотую сферу и одетый в красное Человек со сферой и жезлом в руках

Фрески нижнего ряда передают течение земной жизни, отражающее круговорот небесных светил, в них (в зависимости от времени года) показаны различные виды деятельности (обычно крестьянской) и развлечения, а на переднем плане — сцены из жизни феррарского двора герцога Борсо д'Эсте. Он окружен придворными: вершит ли правосудие, принимает венецианского посла, разговаривает со своим шутом Сколла или с нищем, или же охотится. Программу росписи помогал разрабатывать придворный астролог Пеллегрино Пришани.

Сцены придворной жизни дополнялись большими композициями во всю ширину стен, которые почти не сохранились — кавалькальды, турниры и т. п. На южной стене была фреска «Борсо провозглашается герцогом Феррары». В самой нижней части стен помещалось 12 добродетелей. Над порталом в медальоне был помещен портрет герцога с надписью ivsticia. «Искусство Коссы достигает своих вершин, когда эта обаятельная голова старого герцога, так странно похожая на голову Roi Soleil, становится центром для группировки других, когда милостивая улыбка Борсо освещает склоненные к нему лица проницательных седых министров и смущенных своей красотой пажей» (П. П. Муратов).

Примерный перечень изображенных сюжетов представлен в нижеследующей таблице:

Изображение Месяц Верхний ярус Средний ярус Нижний ярус Художник
Восточная стена
Март Триумф Минервы Овен Борсо д’Эсте вершит правосудие и охотится Франческо дель Косса
Апрель Триумф Венеры Телец Борсо д’Эсте возвращается с охоты, наверху — ежегодное спортивное соревнование между кварталами Феррары (Palio di Ferrara) Франческо дель Косса
Май Триумф Аполлона Близнецы Сцены полевых работ (фреска сохранилась фрагментарно) Франческо дель Косса
Северная стена
Июнь Триумф Меркурия Рак Борсо д’Эсте направляется к портику, где его ожидает коленопреклоненный проситель Феррарский художник (т. н. Maestro dagli occhi spalancati), несколько работ которого имеется в Национальной Картинной галереи Феррары.
Июль Триумф Юпитера и Кибелы Лев Борсо д’Эсте принимает послов При участии Козимо Тура или Антонио Чиконьяра
Август Триумф Цереры Дева Борсо д’Эсте принимает послов и охотится Козимо Тура, Эрколе деи Роберти или Антонио Чиконьяра
Сентябрь Триумф Вулкана Весы Борсо д’Эсте на параде Эрколе да Роберти, Антонио Чиконьяра или художник, именуемый по этой фреске как Мастер Весов (Maestro della Bilancia)

Уверенно идентифицирована лишь принадлежность фресок восточной стены Франческо дель Косса на основе его писем. Фрески северной стены принадлежат разным мастерам, но атрибутируемые различными учеными по разному. Бальдассаре д’Эсте включен в число авторов, так как известно, что в 1471 году ему было поручено сделать некоторые доделки и переделки во фресках, например, переписать 36 портретных изображений. Возможно, ему принадлежит группа всадников на северной стене рядом с «Июлем».

Уцелевшие фрески западной стены — Октябрь, Ноябрь и Декабрь (а также несохранившиеся «Январь» и «Февраль» южной) написаны неизвестным автором, видимо, тем, который позднее декорирует Зал дель Пане в замке Бентивольо (близ Сан Джорджо ди Пьяно).[источник не указан 902 дня]

Примечания

  1. Марк Манилий. Астрономика. Перев. Е. М. Штаермана. М.: Издательство Московского университета, 1993.
  2. Цит. по: Франсес Йейтс. Джордано Бруно и герметическая традиция. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. Гл. 3.
  3. Цит. по: Франсес Йейтс. Искусство памяти. — СПб.: Университетская книга, 1997 Гл. 9

См.также

Литература

  • Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. С. 173-4
  • Джордано Бруно и герметическая традиция. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. Гл. 3.
  • Italienische Kunst und internationale Astrologie im Palazzo Schifanoja zu Ferrara (1912/1922 гг.) // Aby M. Warburg: Ausgewählte Schriften und Würdigungen. Baden-Baden 1980, S. 173–198.
  • Bertozzi, M. La tirannia degli astri. Gli affreschi astrologici di Palazzo Schifanoia. Sillabe, 1999. ISBN 88-86392-78-8
  • Agnelli G. Ferrara e Pomposa. Bergamo, 1902.
  • Vittorio Sgarbi (ред.). Per Schifanoia. Studi e contributi critici, Liberty Hoise, Ferrara, 1987
  • Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari, I tempi dell'arte, volume 2, Bompiani, Milano 1999. ISBN 88-451-7212-0
  • Stefano Zuffi, Il Quattrocento, Electa, Milano 2004.

Ссылки

  • Палаццо Скифанойя в Web Gallery of Art  (англ.)
  • Musei Civici di Arte Antica: Palazzo Schifanoia — официальный сайт музея.

Палаццо Скифанойя.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12