29-05-2023
Муромская железная дорога | |
Годы работы: | |
---|---|
Страна: | |
Город управления: | |
Состояние: |
расформирована |
Протяжённость: |
Муромская железная дорога — казённая железная дорога, построенная в 1873—1880 годах во Владимирской губернии между Муромом и Ковровом.
Содержание |
Первые проекты железнодорожной линии, которая соединяла бы Муром с Москвой, относятся к середине XIX века. В 1849 году отставной поручик Вонлярлярский ходатайствовал в Министерство путей сообщения о строительстве железной дороги от Москвы до Елатьмы через Муром, в 1852 году он же просил разрешения на сооружение дороги если не до Елатьмы, то хотя бы до Мурома, но в обоих случаях встречал отказ[2].
В конце 1860-х годов стали появляться проекты о строительстве линии от Мурома к одной из новых железных дорог — Московско-Рязанской или Московско-Нижегородской. В итоге остановились на втором варианте, а конечным пунктом новой железной дороги после продолжительных изысканий был выбран Ковров. В 1869 году городской голова Мурома Алексей Васильевич Ермаков из личных сбережений перевёл 100 тысяч рублей на строительство железной дороги, его поддержали несколько муромских купцов и промышленников[3].
10 марта 1873 года предварительная стоимость Муромской железной дороги была оценена в 3 015 749 рублей (реальные расходы оказались значительно выше)[2], 24 апреля утверждено решение об отдаче концессии на строительство камергер-барону Палену и отставному поручику Никифорову, 5 мая учреждён устав Общества по сооружению Муромской железной дороги.
На строительстве дороги, начатом, предположительно, уже в 1873 году, были заняты крестьяне, собиравшиеся по нарядам и договорам из окрестных сёл и деревень. 23 ноября 1879 года Правление Общества Муромской железной дороги сообщило Министерству путей сообщения о завершении строительных работ и просило назначить комиссию для осмотра дороги. Открытие движения поездов по новой магистрали было намечено на 18-е, а потом на 20 декабря 1879 года[2]. Комиссией, в которую входили инженеры Московско-Нижегородской железной дороги, был обнаружен ряд существенных недоделок, однако она всё же вынесла решение о возможности организации временного движения товарных поездов со скоростью не более 15 вёрст в час[3].
Первый грузовой поезд вышел из Мурома 14 (26) января 1880 года, а 5 марта того же года было открыто временное пассажирское движение[4]. В октябре 1880 года вновь назначенная комиссия разрешила открыть «правильное» товарное и пассажирское движение, со скоростью до 25 вёрст в час. 1 января 1881 года последовала официальная передача Муромской железной дороги от строителей в эксплуатацию Общества. 1 октября 1885 года Муромская железная дорога перешла в казённое управление.
Согласно отчёту 1881 года Муромской железной дороге принадлежали 13 паровозов (8 производства Воткинского завода и 5 берлинской фирмы «Шварцкопф»), два пассажирских вагона I класса, четыре вагона II класса, десять — III класса и по одному почтовому, почтово-пассажирскому и почтово-арестантскому вагону. Парк товарных вагонов состоял из 194 крытых, 150 открытых и 3 багажных вагонов грузоподъёмностью по 600 пудов каждый[3]. Для обслуживания и ремонта подвижного состава в Муроме 2 декабря 1879 года были открыты паровозные мастерские[5]. Паровозные здания имелись также в Коврове и Селиванове. Управление дороги находилось в Муроме, общая численность работников составляла 235 человек.
Протяжённость Муромской железной дороги составила 101,3 версты, ширина земляного полотна — 2,6 сажени. От станции Муром отходила ветка к Оке длиной 4 версты. На дороге имелось 6 станций: Муром — II класса, Климово (ныне — Безлесная) и Селиваново — IV-го, Озеро (Волосатая) — V-го, Соколово (Эсино) — II-го и Ковров — III-го класса. На всех станциях имелись водокачки для заправки паровозов. В 1887 году открыты платформы Бурцевская и Межище (ныне — Сусановская)[6].
Муромская железная дорога оказала влияние на развитие Муромского уезда, связав его с районами развитой промышленности. Ковров стал крупным транспортным узлом, в котором сходились Московско-Нижегородская, Шуйско-Ивановская и Муромская железные дороги, в Муроме появились паровозные мастерские, в 1926 году преобразованные в паровозоремонтный завод, а в послевоенное время — в завод, выпускавший паровозы, электровозы и тепловозы.
С Муромской железной дороги большинство товаров (до 80 %) направлялось на Московско-Нижегородскую железную дорогу для доставки на Нижегородскую ярмарку, также грузовые составы шли на Москву и Иваново-Вознесенск. В Муром поставлялись промышленные товары, цемент, пряжа; в обратном направлении перевозили лес, хлебные грузы, железо[2].
В 1885 году Муромская железная дорога была объединена с Московско-Нижегородской и Московско-Курской железными дорогами под общим управлением в Москве. В сентябре 1918 года национализирована и передана в ведение Народного комиссариата путей сообщения. При образовании Горьковской железной дороги бывшая Муромская железная дорога вошла в её состав.
РГИА, ф.446, оп. 27, д. 21. Доклад № 7 от 17 января 1880 г. "Об открытии товарного движения на Муромской железной дороге".
Муромская железная дорога.