Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Муромская железная дорога

29-05-2023

Муромская железная дорога
Годы работы:

18801918

Страна:

Российская империя

Город управления:

Муром[1]

Состояние:

расформирована

Протяжённость:

101,3 версты (108 км)

Муромская железная дорога — казённая железная дорога, построенная в 18731880 годах во Владимирской губернии между Муромом и Ковровом.

Содержание

Проектирование и строительство

Первые проекты железнодорожной линии, которая соединяла бы Муром с Москвой, относятся к середине XIX века. В 1849 году отставной поручик Вонлярлярский ходатайствовал в Министерство путей сообщения о строительстве железной дороги от Москвы до Елатьмы через Муром, в 1852 году он же просил разрешения на сооружение дороги если не до Елатьмы, то хотя бы до Мурома, но в обоих случаях встречал отказ[2].

В конце 1860-х годов стали появляться проекты о строительстве линии от Мурома к одной из новых железных дорог — Московско-Рязанской или Московско-Нижегородской. В итоге остановились на втором варианте, а конечным пунктом новой железной дороги после продолжительных изысканий был выбран Ковров. В 1869 году городской голова Мурома Алексей Васильевич Ермаков из личных сбережений перевёл 100 тысяч рублей на строительство железной дороги, его поддержали несколько муромских купцов и промышленников[3].

10 марта 1873 года предварительная стоимость Муромской железной дороги была оценена в 3 015 749 рублей (реальные расходы оказались значительно выше)[2], 24 апреля утверждено решение об отдаче концессии на строительство камергер-барону Палену и отставному поручику Никифорову, 5 мая учреждён устав Общества по сооружению Муромской железной дороги.

На строительстве дороги, начатом, предположительно, уже в 1873 году, были заняты крестьяне, собиравшиеся по нарядам и договорам из окрестных сёл и деревень. 23 ноября 1879 года Правление Общества Муромской железной дороги сообщило Министерству путей сообщения о завершении строительных работ и просило назначить комиссию для осмотра дороги. Открытие движения поездов по новой магистрали было намечено на 18-е, а потом на 20 декабря 1879 года[2]. Комиссией, в которую входили инженеры Московско-Нижегородской железной дороги, был обнаружен ряд существенных недоделок, однако она всё же вынесла решение о возможности организации временного движения товарных поездов со скоростью не более 15 вёрст в час[3].

Первый грузовой поезд вышел из Мурома 14 (26) января 1880 года, а 5 марта того же года было открыто временное пассажирское движение[4]. В октябре 1880 года вновь назначенная комиссия разрешила открыть «правильное» товарное и пассажирское движение, со скоростью до 25 вёрст в час. 1 января 1881 года последовала официальная передача Муромской железной дороги от строителей в эксплуатацию Общества. 1 октября 1885 года Муромская железная дорога перешла в казённое управление.

Подвижной состав и инфраструктура

Согласно отчёту 1881 года Муромской железной дороге принадлежали 13 паровозов (8 производства Воткинского завода и 5 берлинской фирмы «Шварцкопф»), два пассажирских вагона I класса, четыре вагона II класса, десять — III класса и по одному почтовому, почтово-пассажирскому и почтово-арестантскому вагону. Парк товарных вагонов состоял из 194 крытых, 150 открытых и 3 багажных вагонов грузоподъёмностью по 600 пудов каждый[3]. Для обслуживания и ремонта подвижного состава в Муроме 2 декабря 1879 года были открыты паровозные мастерские[5]. Паровозные здания имелись также в Коврове и Селиванове. Управление дороги находилось в Муроме, общая численность работников составляла 235 человек.

Протяжённость Муромской железной дороги составила 101,3 версты, ширина земляного полотна — 2,6 сажени. От станции Муром отходила ветка к Оке длиной 4 версты. На дороге имелось 6 станций: Муром — II класса, Климово (ныне — Безлесная) и Селиваново — IV-го, Озеро (Волосатая) — V-го, Соколово (Эсино) — II-го и Ковров — III-го класса. На всех станциях имелись водокачки для заправки паровозов. В 1887 году открыты платформы Бурцевская и Межище (ныне — Сусановская)[6].

Деятельность дороги

Расписание пассажирских поездов по Муромской железной дороге с 15 октября 1909 года

Муромская железная дорога оказала влияние на развитие Муромского уезда, связав его с районами развитой промышленности. Ковров стал крупным транспортным узлом, в котором сходились Московско-Нижегородская, Шуйско-Ивановская и Муромская железные дороги, в Муроме появились паровозные мастерские, в 1926 году преобразованные в паровозоремонтный завод, а в послевоенное время — в завод, выпускавший паровозы, электровозы и тепловозы.

С Муромской железной дороги большинство товаров (до 80 %) направлялось на Московско-Нижегородскую железную дорогу для доставки на Нижегородскую ярмарку, также грузовые составы шли на Москву и Иваново-Вознесенск. В Муром поставлялись промышленные товары, цемент, пряжа; в обратном направлении перевозили лес, хлебные грузы, железо[2].

В 1885 году Муромская железная дорога была объединена с Московско-Нижегородской и Московско-Курской железными дорогами под общим управлением в Москве. В сентябре 1918 года национализирована и передана в ведение Народного комиссариата путей сообщения. При образовании Горьковской железной дороги бывшая Муромская железная дорога вошла в её состав.

Источники архивные

РГИА, ф.446, оп. 27, д. 21. Доклад № 7 от 17 января 1880 г. "Об открытии товарного движения на Муромской железной дороге".

См. также

Примечания

  1. до 1895 года
  2. ↑ Муромская железная дорога (проекты, строительство). «Евразия Вести» (XII 2004). Архивировано из первоисточника 22 июля 2012. Проверено 26 февраля 2011.
  3. ↑ «Сего 14 января 1880 года открыто...». «Волжская магистраль» (22 января 2010). Архивировано из первоисточника 22 июля 2012. Проверено 26 февраля 2011.
  4. Пудков Д. П. Стальные пути в город // Муром: Историко-экономический очерк. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1979. — С. 115—117.
  5. Локомотивному депо Муром Горьковской железной дороги исполнилось 130 лет. Архивировано из первоисточника 22 июля 2012. Проверено 26 февраля 2011.
  6. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. — М.: Транспорт, 1981.

Литература

  • Муромская железная дорога // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 250. — ISBN 5-85270-115-7

Муромская железная дорога.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12