03-06-2023
Анатолий Викторович Мудрик (4 сентября 1941 г.) — российский ученый в области педагогики, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и социальной психологии Московского педагогического государственного университета.
Анатолий Викторович Мудрик | |
Дата рождения: |
4 сентября 1941 (75 лет) |
---|---|
Место рождения: | |
Страна: |
РФ |
Научная сфера: |
педагогика |
Место работы: | |
Учёная степень: | |
Учёное звание: | |
Альма-матер: | |
Награды и премии: |
Родился в сентябре 1941 года в г. Краснокамске Пермской (в то время Молотовской) области, где семья находилась в эвакуации. В 1943 году вернулись в Москву.
По окончании школы поступил на историко-филологический факультет МГПИ им. Ленина.
В 1963—1966 гг. работал в лагере «Орлёнок» (вожатым, заведующим методическим кабинетом, начальником лагеря "Солнечный"), в 1967—1969 гг. в экспериментальной школе продленного дня в микрорайоне Москвы (учитель истории и организатор внеклассной работы), в 1966 г. идет служить в ряды советской армии, где организует воспитательную работу с офицерскими детьми.
В 1967 году поступил в аспирантуру. Научные исследования А. В. Мудрик всегда проводил, опираясь на тесное сотрудничество с педагогической практикой: вёл работу в творческих коллективах различных школ: № 73 и № 825 г. Москвы, № 708 г. Ленинграда, Костромского лагеря старшеклассников, преподавал в педагогических классах московских школ, регулярно читал лекции учителям, родителям, старшеклассникам.
В 1969 году начал работать в Академии педагогических наук СССР. В то время лабораторией «Коллектив и личность» в АПН СССР заведовала Людмила Ивановна Новикова. Она и ее сотрудники (Александр Тимофеевич Куракин, Маргарита Дмитриевна Виноградова, Илья Борисович Первин были полны нетривиальных для тогдашней педагогики идей, чем и увлекали молодежь, работавшую в АПН СССР — Валентину Максакову, Анатолия Буданова, Наталью Селиванову и Анатолия Мудрика.
В 1985 году Анатолий Викторович стал преподавать в Московском государственном педагогическом институте им. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), и сейчас он — профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ.
Основоположник научной школы «Социальное воспитание в контексте социализации», которая сформировалась в 70-е годы ХХ века на базе исследований различных аспектов воспитания учащихся, и сейчас определяет концептуальные подходы к рассмотрению феномена социального воспитания.
Сегодня в русле научной школы А.В.Мудрика работает 10 докторов и около 20 кандидатов наук (в том числе в странах ближнего и дальнего зарубежья), аспиранты.
А. В. Мудрик является членом Экспертного совета Российского гуманитарного научного фонда «Комплексное исследование человека». Входит в редакционную коллегию «Новой Российской энциклопедии» и семи научно-педагогических журналов (из списка, рекомендованного ВАК РФ).
В кандидатской диссертации (1970) ввёл и описал такие феномены, как ожидание общения, поиск общения, помощь в нахождении позиции в межличностных отношениях. Впервые в педагогике написал про обособление в исторической ретроспективе и выделил его этапы в ранней юности, а также впервые рассмотрел феномен уединения и его функции в ранней юности.
Был первым в российской педагогике, кто описал самостоятельный вид воспитания — диссоциальное, которое имеет негативную (контрсоциальную) смысловую нагрузку. Диссоциальное воспитание — целенаправленное формирование контркультурных сознания и поведения у членов криминальных, экстремистских, квазикультовых организаций.
Разработал новый раздел социальной педагогики — социально-педагогическую виктимологию, к началу ХХI века получившую широкое распространение в работах как его учеников, так и в работах представителей других научных школ.
Если стихийная социализация, как очевидно, имеет целостный характер, то воспитание для А. В. Мудрика — процесс парциальный (частичный), ибо воспитывающие общности имеют несовпадающие задачи, цели, содержание, методы; между этими общностями нет и не может быть жесткой или просто отлаженной связи, кооперации, координации, преемственности.
А. В. Мудрик рассматривает воспитание как дискретный процесс. Он обращает внимание на то, что воспитание осуществляется в различных общностях и ограничено местом и временем.
Полный список работ А. В. Мудрика включает в себя 550 публикаций (на август 2016 года).
Ниже представлен список основных книг.
Мудрик, Анатолий Викторович.