19-05-2023
Мария Владимировна Ломакина | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
деревня Кизил-Таш под Ялтой, Российская империя |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Жанр: |
Пейзаж, портретная живопись |
Учёба: | |
Стиль: |
«третий путь» в искусстве советского периода |
Влияние: |
Мари́я Влади́мировна Лома́кина (1896, деревня Кизил-Таш под Ялтой — 1964, Загорск) — неангажированный художник середины ХХ века, ученица Петрова-Водкина.
Мария Ломакина родилась в Крыму, в деревне Кизил-Таш под Ялтой[2], в семье петербургских интеллигентов: её отец участвовал в устройстве Никитского ботанического сада[3]. Её отец, Владимир Гаврилович, был разносторонне одарённым человеком: агроном-виноградарь по образованию, он не только трудился в сельском хозяйстве, но и превосходно музицировал, занимался скульптурой и живописью. В 1913 году Ломакина окончила гимназию; после чего, вплоть до революции, училась на историко-философском факультете Московских высших женских курсов.
Параллельно, она посещала художественную «Студию К.Юона».
Константин Коровин, видевший её ранние этюды, высказывал ей своё одобрение. Дебютировала, в качестве живописца, в 1919-м году на Второй выставке картин и скульптуры Художественного общества Южного берега Крыма; критик Сергей Маковский положительно отозвался о её экспонированном автопортрете.
В 1927 году защитила дипломную работу, состоявшую из проекта стенной росписи «Охрана материнства и младенчества» и научного исследования «Художественные манеры фресок церкви Спаса-Нередицы», куда входили копии фресок (работа была рекомендована к публикации). В дальнейшем, художница отдала много сил научной реконструкции древнерусской живописи, прежде всего фресок Софийского собора в Киеве и церкви Спаса на Нередице под Новгородом. По её копиям стенописи воссоздавался облик Спаса на Нередице, разрушенного в годы Великой Отечественной войны.
В 1931 году Ломакина была командирована в Крым (от сектора искусств Наркомпроса РСФСР) для работы над темой «На табачных плантациях», — где, помимо зарисовок труда табаководов и виноградарей, а также, эскизов к тематической картине, она создала много портретов и пейзажей. Что характерно, в дальнейшем в её творчестве будет преобладать жанр пейзажа. Однако, большое полотно в духе соцреализма, посвященное сельскому хозяйству, так и не было реализовано художницей. Дух её композиций на темы труда был весьма далёк от официозного производственного пафоса тогдашнего искусства.
В 1933 году Мария Ломакина вышла замуж за скульптора Алексея Петрова, происходившего из семьи потомственных мастеров художественных промыслов подмосковного села Богородское; с тех пор и до конца её жизни, её творчество было связано с Загорском (ныне Сергиев Посад).
Большинство поздних пейзажей художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и её окрестностям. Отсутствие средств на материалы обусловило малый, порой близкий к миниатюре формат её картин, но при этом она всегда стремилась к панорамному охвату пространства, к высокой степени обобщения натурных впечатлений. Искусство М.Ломакиной, словно ставившей себе задачу показать каждый уголок окружающего мира как элемент вселенской гармонии, обладает монументальным масштабом при ярко выраженной лирической окраске.
М. В. Ломакина работала в:
она занималась также копированием и научной реконструкцией древнерусской монументальной живописи.
Большинство поздних пейзажей художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и её окрестностям[4].
Творчество представлено во многих музейных собраниях; в том числе, в:
а также, в собрании дочери художницы.
Экспонировалась на выставках:
Однако, первая персональная выставка Марии Ломакиной состоялась только через тридцать лет после её смерти[2].
Отдел живописи 1-й половины ХХ века стремится полновесно продемонстрировать творчество художницы. Для ретроспективы собрано свыше ста живописных и графических работ Марии Ломакиной, а также эскизов в сфере декоративно-прикладного искусства, из коллекций Третьяковской галереи, куда они попали после первой персональной выставки художницы (Москва, МОСХ, 1993), а также Русского музея, Музея Востока, Художественного музея Грузии. Однако, в экспозиции преобладают произведения М. Ломакиной, хранящиеся в собрании дочери художницы М.А.Ломакиной и специально отреставрированные.
Мария Ломакина.