В Википедии есть статьи о других людях с именем
Мануил.
Мануил Панселин |
Μανουήλ Πανσέληνος |
Дата рождения: |
конец XIII века
|
Дата смерти: |
начало XIV века
|
Жанр: |
иконопись
|
Работы на Викискладе |
Мануил Панселин (греч. Μανουήλ Πανσέληνος; конец XIII — начало XIV веков) — византийский живописец, иконописец Палеологовского периода.
Биография
Мануил считается одним из ведущих иконописцев македонской школы. Основная часть информации об этой школе была зафиксирована в книге «Руководство Живописца», написанной в конце XVIII века монахом-живописцем Дионисием Фурноаграфиотом.[1]
Сведения о жизни Мануила крайне скудны. Позднейшие источники сообщают, что «он, как лучезарное солнце, воссиял в Солуни и, блистая лучами живописного искусства, как некое солнце и светозарная луна, превзошел и затмил всех древних и новых живописцев».[2] В его работах отмечают совершенство иконописной техники, красоту пропорций и передачу характеров изображённых фигур. После его смерти афонские монахи разыскивали работы Мануила и подражали им, считая созданные им произведения образцом недосягаемого совершенства.
Он стал известен по росписи XIII-XIV веков:
- 1310 год — Успенский собор Протата[3]в Карее (Афон).[4]
- 1313 год — афонский монастырь Ватопед.[5]
- Также, по мнению Дионисия Форнаса, Мануил Панселин выполнил фрески в главных церквях монастырей Пантократор и Великая Лавра, а также иконы и другие изображения в монастырях горы Афон.[1]
- Кроме того, современные исследователи приписывают Мануилу Панселину авторство росписи Базилики Святого Димитрия в Салониках. Такой вывод сделан в результате сравнения техники живописи с собором Протата — исследование выявило поразительное сходство.[6]
Наиболее выделяемые работы
-
-
Иоанн Креститель
Эта работа стала ключевым образом Македонской школы. Она повлияла практически на все последующие иконы, изображающие святого[7]
-
Христос Анапесон (Дремлющий), в России распространено название Недреманное око
По мнению историков, это первое известное воспроизведение этого сюжета в Македонской школе. Феофан Критский позже повторил и развил этот сюжет[7]
-
-
Димитрий Солунский
Поворот головы и написание волос Дмитрия стали образцом для подражания в иконописи. Также Мануил Панселин изобразил копьё, стоящее наклонно в правой руке и стрелы - в левой, что стало классическим вариантом изображения святого[7]
-
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Исследователи выделяют живость, реализм и эмоциональность фрески. Обращают на себя внимание второстепенные персонажи — женщины, которые находятся на в центре картины. Это, по мнению исследователей, самое смелое решение композиции иконы на несколько веков вперёд[7]
-
Фотина Самаряныня
Отмечается женское изящество святой, которое контрастирует со строгими формами святых, отшельников и монахов, изображённых Мануилом Панселином при росписи Протата.[7]На Афоне существует фреска, наследующая основные черты этой
-
-
Иоанн Богослов
Евангелист на острове Патмос диктует своему собственному ученику Прохору текст Книги Откровения. Отличительными признаками являются то, что Прохор сидит напротив Евангелиста и пишет на коленях, а также фоновый пейзаж зеленых холмов острова[7]Эта фреска стала отдельным иконописным сюжетом, который позже занял своё место в иконописи
Примечания
- ↑ About Iconography (англ.). Byzarts Icon Studio. — Статья по истории иконописи, опубликованная иконописной мастерской Мельбурна. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 27 марта 2010.
- О греческом иконописном подлиннике. Из чтений по Церковной Архиологии и Литургике. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 27 марта 2010.
- Успенский собор Протата, Афон (Святая гора Афон). Описание храма, фотографии, чертежи. Некоммерческий частный проект «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…». Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 27 марта 2010.
- Зарубежные фрески. Часть 2. Мануил Панселин. Галерея фресок. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 27 марта 2010.
- «Страсти Христовы» «Он умер за всех нас». Рецензия на фильм Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 27 марта 2010.
- The main representatives of hagiography (англ.). Iero Isichastirio Pantokratoros Melissochori (официальный сайт монастыря Архивировано из первоисточника 20 августа 2011. Проверено 27 марта 2010.
- ↑ Manuel Panselinos (англ.). Christian art. Online cultural centre of the Church of Greece. The Dept of Internet and Cultural Projects. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 27 марта 2010.
- Ерминия или наставление в живописном искусстве. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 28 марта 2010.
Ссылки
- Βσζανσινοι αγιογρασοι Αγιογραφίες του κυρ-Μανουήλ Πανσέληνου στο Πρωτάτο του Αγίου Όρους, Καρυές (греч.). Галерея изображений с небольшими пояснениями. — 63 работы автора и его школы. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 27 марта 2010.
- A. Xyngopoulos Мануил Панселин = Manuel Panselinos (греч.). — Афины, 1956.
- A. Xyngopoulos Manuel Panselinos. From the Holy Church of the Protaton (αγγλικά:Μανουήλ Πανσέληνος). — Афины: ΑΓΙΟΡΕΙΤΙΚΗ ΕΣΤΙΑ, апрель 2003. — 312 с. — ISBN 9608715016
- Мануил Панселин: тематические медиа-файлы на Викискладе