22-10-2023
Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов) или крестословица (дословный перевод, предложенный Владимиром Набоковым) — самая распространённая в мире игра со словами. Существует множество периодических изданий, специализирующихся на кроссвордах, их также часто печатают в неспециализированных печатных СМИ.
Содержание |
Кроссворд, как и многие игры, не имеет строгих правил и жёстких ограничений, но есть традиции, которых придерживается большинство «кроссвордных» изданий. Обычно, когда упоминаются «правила кроссворда», имеется в виду именно этот негласный стандарт, и уточняются только отклонения от него.
Правило | Вариации |
---|---|
Кроссворд — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.
К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения. |
Вместо текстовых определений могут выступать любые задачи, позволяющие дать ответ в одно слово (ребусы, иллюстрации, отдельные головоломки). Также встречаются «числовые» кроссворды, ответы на которые — не слова, а числа (например, даты неких событий). |
Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа — по одной в каждую ячейку. В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию. | Очевидно, можно нарушить правило «одна ячейка — одна буква», но такой кроссворд уже не может считаться «классическим». |
Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово должно быть пересечено как минимум дважды. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки. | Довольно часто для сетки используют разнообразные геометрические формы — например, круг со словами, вписываемыми по окружности и радиусам, или «звездочку» из пересекающихся кривых. |
Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям). | Если направление чтения отличается от европейского, то и порядок нумерации кроссворда может меняться. Например, в Израиле — справа налево и сверху вниз, в Японии — сверху вниз и слева направо.
Использование другой системы нумерации первых ячеек (например, по принципу «морского боя»), не отменяет того факта, что эта головоломка - кроссворд. |
Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе. Множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет (то, что в лингвистике называется pluralia tantum) или единственное число редко употребляется («родители», а не «родитель»).
Во многих языках это правило не имеет смысла (так как одно слово может выполнять роль и существительного, и прилагательного, и даже глагола) и не соблюдается. |
Исключение для множественного числа может трактоваться довольно широко, так что в кроссворде можно встретить не только «валенки» как название песни, но и «сапоги», «дети» и т. п. Естественно, определение к такому слову должно однозначно указывать на множественное число. |
В ответах кроссворда не различаются прописные и строчные буквы. Во многих языках принято не делать различий между определёнными буквами (в частности, опускать диакритические знаки). В русском языке это правило применяется к букве «Ё», приравнивающейся к «Е». | Встречаются кроссворды (чаще — сканворды), в которых «объединяются» буквы «Й» и «И». Это правило облегчает работу составителя в ущерб качеству головоломки. |
Хорошим тоном (но не правилом) считается симметрия сетки кроссворда относительно вертикальной, горизонтальной или диагональных осей. Возможна также симметрия относительно центральной точки, при которой сетка не изменяется при повороте на 180°.
Традиционно ячейка для буквы обозначается белым цветом, а пустое пространство, со всех сторон окруженное белыми ячейками, заливается чёрным или серым цветом. Обычно рамка белой ячейки тоньше на границе двух ячеек, что визуально подчеркивает их объединение.
Кроссворды стали популярны в середине 1920-х годов[1]. Есть несколько версий того, где и когда они были изобретены, возможно, прототипы современных кроссвордов появились ещё в XIX веке. На звание родины кроссвордов претендуют Италия[2], Великобритания, США.
Первый современный кроссворд (под названием «ворд-кросс», англ. word-cross) был создан Артуром Уинном и опубликован в воскресном номере газеты «New York World» 21 декабря 1913 года[1]. Первый кроссворд на русском языке составлен писателем В. В. Набоковым и опубликован в приложении «Наш мир» к газете «Руль» в феврале 1925 года в Берлине. Он же придумал русский эквивалент слова "кроссворд" - крестословица. Это слово вошло в достаточно широкий обиход в языке русских эмигрантов и еще в конце 1930-х гг. в русскоязычных журналах эмиграции кроссворды назывались крестословицами. Однако в русском языке СССР прижилось именно англоязычное название. Считается, что в СССР впервые кроссворд появился в журнале «Огонёк» в 1929 году.
В советских газетах кроссворды, как и любые другие материалы, неизбежно должны были иметь некое идеологическое оправдание. Обычно считалось, что кроссворд расширяет кругозор читателя и развивает его эрудицию. Успешное и полное решение кроссворда, составленного с такой установкой, требовало немалых знаний (зачастую совершенно неактуальных) и обращения к источникам в виде словарей, энциклопедий и атласов.
Издания постсоветского времени, ориентированные не на идеологию, а на читательский спрос, быстро сменили установку. В центральных газетах появились «фирменные» авторские кроссворды, решение которых было скорее развлечением, чем серьёзной головоломкой.
Газетный бум конца 1990-х выявил значительный интерес к развлекательным изданиям, в том числе и к интеллектуально-развлекательным. Появились специализированные «кроссвордные» газеты. Однако спрос явно превышал предложение и спровоцировал в 1999—2006 годах три волны «экспансии» головоломок, популярных за рубежом, на российский рынок.
Первыми были «скандинавские» кроссворды, быстро завоевавшие даже большую популярность, чем классические. Их особенности приводят к тому, что сканвордные издания ещё менее, чем кроссвордные, могут претендовать на звание «интеллектуальных».
Затем были взяты в оборот японские головоломки. Сначала «рисование по числам», переименованное в «японский кроссворд», привлекло массы читателей к разгадыванию картинок, оторвав солидную часть аудитории кроссвордных изданий.
Потом подтянулись остальные цифровые головоломки — «судоку», «какуро», «хоси», «футосики» и другие. Они не смогли обогнать по популярности «японские кроссворды», но также набрали свою аудиторию, отнимая её у других развлекательных изданий.
Классические кроссворды не смогли конкурировать с таким разнообразием и утратили заработанный в советское время статус любимой читательской головоломки. Сейчас уже трудно найти чисто «классические» кроссвордные издания — чаще встречаются сборники из головоломок, перечисленных в этой статье далее.
За десять лет существования российский рынок «кроссвордных» изданий стабилизировался, и основная масса таких газет и журналов выходит под одним из брендов — «Мир Новостей», «777», «Лиза» или «Крот». Обычная редакция образца начала 2000-х просто не может составить конкуренцию издательству с десятками наименований газет, журналов, брошюр, выходящих миллионными тиражами. Тиражи однозначно показывают, что спрос на интеллектуально-развлекательные издания пока довольно велик.
Угрозой всему газетно-журнальному рынку понемногу становится распространение компьютеров и Интернета. В отличие от информационных изданий, развлекательным приходится конкурировать не с блогами и лентами новостей, а с развлекательными порталами и казуальными играми. Попытки внедрить «бумажные» головоломки в новое «электронное пространство» предпринимаются, но их нельзя назвать особенно успешными. Если японские цифровые головоломки более-менее удачно вписываются в компьютерную среду, то формат любого из вариантов кроссворда плохо сочетается с новой игровой парадигмой. Пока непонятно, смогут ли кроссворды приспособиться к новым реалиям или останутся старомодной «головоломкой XX века».
«Кроссвордами» в русскоязычных развлекательных газетах зачастую называются головоломки, в которых слова не пересекаются (а это основное правило кроссворда) или слов нет вовсе (как в так называемых «японских кроссвордах»). Очень часто «географическое» название не несёт никакой смысловой нагрузки: «американским кроссвордом» называют головоломку, сочетающую правила классического и «японского кроссворда», при этом в США и Японии действительно есть кроссворды, отличающиеся от европейских, но это все-таки кроссворды, хотя и с несколькими дополнительными правилами.
В американском варианте кроссворда все клетки должны находиться на пересечении слов. Так что сетка получается не разреженной, как в европейских, а плотной, как в скандинавских кроссвордах. Правда, составители этих кроссвордов не считают зазорным использовать в качестве загаданных слов аббревиатуры, разговорные или иноязычные слова и даже, например, название клавиши «ESC» или направление «NNW» (северо-северо-запад).
В японском варианте кроссворда черные клетки не должны соприкасаться сторонами (а значит, не должно быть блоков из черных клеток — соответственно, плотность сетки также приближается к сканвордной) и угловые клетки сетки должны быть белыми (так что сетка обязательно остается строгим прямоугольником). Очевидно, ответы вписываются на японском, то есть каной и (реже) иероглифами. Поэтому допустимы даже «двухклеточные» слова.
Далее приводится список названий головоломок, встречающихся в печати. Как уже было сказано, название чаще носит «завлекательный» характер, чем отражает историю или правила головоломки.
В качестве образца в декабре 2000 г.был создан 3D-Спейсворд (трёхмерный пространственный кроссворд).
Кроссворд.