27-06-2023
Ко́мма (греч. κόμμα — отрезок) — музыкальный интервал из рода микрохроматических. Различают пифагорову (или пифагорейскую) комму, синтоническую (или дидимову) комму и другие её разновидности.
Комма не образует отдельной ступени в мажорно-минорной тональности (и, соответственно, не наделяется особой ладотональной функцией), однако используется музыкантами (вокалистами и исполнителями на инструментах с нетемперированным строем) для придания исполнению большей выразительности, в частности, при сопряжении диссонанса или несовершенного консонанса — с совершенным консонансом.
Содержание |
Несмотря на очевидную древность термина (в античные времена активно употреблялся в контексте риторических учений), первое свидетельство употребления коммы как музыкально-теоретического термина относится только к V веку н. э. Оно находится в комментарии Прокла на «Тимей» Платона (у самого Платона термина «комма» нет). В латинской литературе первое свидетельство коммы — в трактате «Основы музыки» (около 500 года) Боэция. Прокл определяет комму (в Новое время названную «пифагоровой») как разность апотомы и лиммы, но вычисляет её как разность отношений целого тона и двух лимм (это вычисление Прокла, впрочем, содержит арифметическую ошибку). Боэций знает эти способы, добавляя к ним также вычисление коммы как разности между шестью целыми тонами и октавой. Боэций (De inst. mus III, 10) кроме того пишет, что комма — это наименьшее (или «самое последнее») из того, что слух человека способен воспринять (est enim comma, quod ultimum conprehendere possit auditus).
Двенадцать квинт в сумме должны дать семь октав. Однако в пифагоровом строе (в котором соотношение частот тонов, образующих квинту, равно 3 : 2) есть различие, называемое пифагорейской, или пифагоровой коммой, равной примерно четверти полутона:
Названа так по имени Дидима Музыканта (не путать с Дидимом Александрийским), теоретика I века до н. э., впервые описавшего терцию 5:4 в тетрахорде диатонического рода (музыкально-теоретическое учение Дидима не сохранилось; известно в изложении Птолемея и Порфирия). Само словосочетание «дидимова комма» появилось, по-видимому, в Новое время. В античных трактатах о музыке (греческих и латинских) термина «дидимова комма» нет.
Если сложить вместе четыре чистые квинты (3:2) и вычесть две октавы (2:1), то получится пифагорейская большая терция (дитон):
Дитон больше чистой большой терции (5:4=80:64) на синтоническую (или дидимову) комму:
В начале 1940-х годов музыковед А.С.Оголевец приписал комме некую роль в формировании «логики музыкального мышления», обнаруживающего себя только в нетемперированых строях:
Прибавление или отнятие коммы сообщает ... обоим звукам любого интервала совершенно иную динамическую направленность ... В темперации добавки коммы срезаны (вместо диатонического полутона с коммой добавлен аморфный темперированный полутон) ... Логикой музыкального мышления управляют отношения и взаимодействия звуков внутри системы в её нетемперированном (для нас — детемперированном) виде.— А. С. Оголевец[2]
Для изучения свойств микрохроматических интервалов (в том числе коммы) в XX веке были созданы экспериментальные музыкальные инструменты фиксированного строя. В частности, в клавишных инструментах были предусмотрены клавиши, нажатием на которые исполнитель может извлекать звуки, разнящиеся друг от друга на комму[3].
Музыкальные интервалы | ||
---|---|---|
Простые | Прима • Секунда • Терция • Кварта • Квинта • Секста • Септима • Октава | |
Составные | Нона • Децима • Ундецима • Дуодецима • Терцдецима • Квартдецима • Квинтдецима | |
Особые | Схизма • Диасхизма • Комма • Диеса • Лимма • Апотома • Дитон • Полудитон • Тритон • Волчья квинта • Цент • Полутон • Миллиоктава |
Комма.