Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Комма

27-06-2023

Ко́мма (греч. κόμμα — отрезок) — музыкальный интервал из рода микрохроматических. Различают пифагорову (или пифагорейскую) комму, синтоническую (или дидимову) комму и другие её разновидности.

Комма не образует отдельной ступени в мажорно-минорной тональности (и, соответственно, не наделяется особой ладотональной функцией), однако используется музыкантами (вокалистами и исполнителями на инструментах с нетемперированным строем) для придания исполнению большей выразительности, в частности, при сопряжении диссонанса или несовершенного консонанса — с совершенным консонансом.

Содержание

История

Несмотря на очевидную древность термина (в античные времена активно употреблялся в контексте риторических учений), первое свидетельство употребления коммы как музыкально-теоретического термина относится только к V веку н. э. Оно находится в комментарии Прокла на «Тимей» Платона (у самого Платона термина «комма» нет). В латинской литературе первое свидетельство коммы — в трактате «Основы музыки» (около 500 года) Боэция. Прокл определяет комму (в Новое время названную «пифагоровой») как разность апотомы и лиммы, но вычисляет её как разность отношений целого тона и двух лимм (это вычисление Прокла, впрочем, содержит арифметическую ошибку). Боэций знает эти способы, добавляя к ним также вычисление коммы как разности между шестью целыми тонами и октавой. Боэций (De inst. mus III, 10) кроме того пишет, что комма — это наименьшее (или «самое последнее») из того, что слух человека способен воспринять (est enim comma, quod ultimum conprehendere possit auditus).

Пифагорова комма

Двенадцать квинт в сумме должны дать семь октав. Однако в пифагоровом строе (в котором соотношение частот тонов, образующих квинту, равно 3 : 2) есть различие, называемое пифагорейской, или пифагоровой коммой, равной примерно четверти полутона:

[1]

Дидимова комма

Названа так по имени Дидима Музыканта (не путать с Дидимом Александрийским), теоретика I века до н. э., впервые описавшего терцию 5:4 в тетрахорде диатонического рода (музыкально-теоретическое учение Дидима не сохранилось; известно в изложении Птолемея и Порфирия). Само словосочетание «дидимова комма» появилось, по-видимому, в Новое время. В античных трактатах о музыке (греческих и латинских) термина «дидимова комма» нет.

Если сложить вместе четыре чистые квинты (3:2) и вычесть две октавы (2:1), то получится пифагорейская большая терция (дитон):

Дитон больше чистой большой терции (5:4=80:64) на синтоническую (или дидимову) комму:

Современные исследования коммы

В начале 1940-х годов музыковед А.С.Оголевец приписал комме некую роль в формировании «логики музыкального мышления», обнаруживающего себя только в нетемперированых строях:

Прибавление или отнятие коммы сообщает ... обоим звукам любого интервала совершенно иную динамическую направленность ... В темперации добавки коммы срезаны (вместо диатонического полутона с коммой добавлен аморфный темперированный полутон) ... Логикой музыкального мышления управляют отношения и взаимодействия звуков внутри системы в её нетемперированном (для нас — детемперированном) виде.

— А. С. Оголевец[2]

Для изучения свойств микрохроматических интервалов (в том числе коммы) в XX веке были созданы экспериментальные музыкальные инструменты фиксированного строя. В частности, в клавишных инструментах были предусмотрены клавиши, нажатием на которые исполнитель может извлекать звуки, разнящиеся друг от друга на комму[3].

Примечания

  1. Если известно соотношение частот двух звуков (a) и (b), то количество центов (n) в интервале между ними:
  2. Основы гармонического языка. М. — Л., 1941, cс. 61 — 62.
  3. Энгармонические инструменты и музыка, 1470-1900

Литература

  • Зубов А.Ю. Комма // Большая российская энциклопедия. Т. 14. Москва, 2009, с. 645.

Комма.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12