Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Кальдони, Виттория

29-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Виттория Кальдони
Vittoria Caldoni

Портрет В. Кальдони в образе Ренессанса (Теодор Ребениц, 1821)
Род деятельности:

натурщица

Дата рождения:

6 марта 1805(1805-03-06)

Место рождения:

Альбано-Лациале

Подданство:

Папское государство
Российская империя Российская империя

Дата смерти:

1890(1890)

Место смерти:

Санкт-Петербург (?)

Супруг:

Г. И. Лапченко

Виттория Кальдони на Викискладе

Витто́рия Канди́да Ро́за Кальдо́ни (итал. Vittoria Candida Rosa Caldoni, 1805—1890[1]), в замужестве Ла́пченко — итальянская натурщица, позировавшая множеству академических художников в 1820-е — 1830-е годы. Её образ запечатлён более чем на 100 полотнах и скульптурах, в основном русских художников-академистов и немецких живописцев из круга Братства Назарейцев. В 1839 году переехала с мужем в Россию, где жила до кончины.

Биография

Виттория была шестым ребёнком бедного виноградаря Антонио Кальдони (скончался в 1846 году) и его жены Паолы Фабретти. Из 9 детей в семье выжили четверо. В 15-летнем возрасте её встретил дипломат и коллекционер искусства Август Кестнер и представил графине фон Реден — супруге прусского посла в Риме. Став её камеристкой, своей внешностью и манерами Виттория произвела впечатление на бывавших в доме посла художников и стала постоянной натурщицей. На заработанные средства она купила родителям дом в Альбано-Лациале, где часто гостили художники, там же они писали Витторию. Немецкие романтики обычно изображали её в облике крестьянки или в образе позднего Средневековья и Ренессанса, а также в религиозных сюжетах. Её писали Орас Верне, Фридрих Овербек, Франц Винтерхальтер и многие другие, ваял Бертель Торвальдсен. Несколько её портретов исполнил Александр Андреевич Иванов, она также позировала ему для картины «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения»[2][3]. Карл Брюллов написал её в композиции «Последний день Помпеи». Она также позировала украинскому художнику Григорию Лапченко (за картину «Сусанна, застигнутая старцами» он был удостоен звания академика живописи). В 1839 году В. Кальдони стала женой Лапченко и уехала за ним в Россию; ей удалось сохранить католическую веру в браке с православным. В 1841 году родился их единственный сын Сергей. Последний портрет В. Кальдони был написал А.-С. Фриз в 1850 году. По приезде в Россию Лапченко потерял зрение, и получил должность управляющего поместьем графа Воронцова. В дальнейшем супруги жили в Киеве и Одессе, далее в Динабурге и Петербурге. В 1876 году Лапченко скончался в Петербурге, дальнейшая судьба Виттории Кальдони-Лапченко неизвестна.

Портреты Виттории Кальдони
В. Орсель, 1820-е годы  
Г. Лапченко. «Сусанна, застигнутая старцами», 1831  
А.-С. Фриз. Виттория Кальдони-Лапченко, 1850  

Примечания

  1. Ulrike Koeltz: Vittoria Caldoni — Modell und Identifikationsfigur des 19 Jahrhunderts, in the «Europäische Hochschulschriften Reihe XXVIII — Kunstgeschichte». Vol. 436. Frankfurt (2010). S. 159. ISBN 978-3-631-59944-0
  2. Встреча двух миров (HTML). Независимая газета — www.ng.ru. Проверено 10 января 2015.
  3. Гоголь и «девушка из Альбано» (PDF). Дом Гоголя — domgogolya.ru. Проверено 10 января 2015.

Ссылки

  • «Девушка из Альбано»

Кальдони, Виттория.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12