06-08-2023
Елена Ивановна Казакова | |
---|---|
Дата рождения | 1 февраля 1958 (65 лет) |
Место рождения | Ленинград, РСФСР, СССР |
Страна | СССР→ Россия |
Научная сфера | педагогика |
Место работы | Институт педагогики СПбГУ, СПбГУ |
Альма-матер | РГПУ имени А. И. Герцена |
Учёная степень | доктор педагогических наук (1995) |
Учёное звание |
профессор член-корреспондент РАО (2016) |
Награды и премии | Профессор года - 2021, Почетный знак "За успехи в деле гуманизации школы Санкт-Петербурга", Медаль Минобрнауки «За вклад в реализацию государственной политики в области образования» |
Елена Ивановна Казакова (род. 1 февраля 1958 года, Ленинград, РСФСР, СССР) — советский и российский учёный-педагог, доктор педагогических наук, почетный доктор БФУ им. И. Канта[1], директор Института педагогики СПбГУ[2], член-корреспондент РАО (2016)[3], научный руководитель Центра развития педагогического образования Российской академии образования[4], председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»[5]. Автор более 130 научных работ в педагогической области.[6]
Родилась в «Формирование ориентации на профессию учителя у студентов младших курсов педагогического института в ходе практики».
С 1983 по 1998 работала на кафедре педагогики РГПУ им. А. И. Герцена - ассистентом, потом - старшим преподавателем, доцентом и профессором. В 1998 году перешла на работу в Институт специальной педагогики и психологии (Санкт-Петербург) в качестве первого проректора.
В 1995 году защитила докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы развития общеобразовательной школ (системно-ориентационный подход)» (13.00.01 – теория и история педагогики).
С 1998 - по 2018 год – профессор кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, с 2018 года по настоящее время – профессор кафедры педагогики, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета.
С 2000 года по 2007 год работала в негосударственном образовательном учреждении Школа им. А. М. Горчакова, где стала первым директором и основателем педагогической системы.
В 2016 году — избрана членом-корреспондентом РАО от Отделения российской словесности.
В 2018 году по инициативе Елены Ивановны в Санкт-Петербургском государственном университете был создан Институт педагогики, который на протяжении уже нескольких лет готовит талантливых учителей, методистов, методологов и дизайнеров новых образовательных систем.[8]
В 2021 году стала лауреатом премии Российского профессорского собрания в номинации «Профессор года».[9]
Вся научно-профессиональная деятельность Казаковой Е. И. была и остается связанной с современной школой, с подготовкой кадров для системы педагогического образования. Елена Ивановна из учительской семьи, сама приступила к работе учителя математики в 1983 году и продолжала заниматься преподаванием до 2010 года, свой собственный опыт и научные исследования трансформирует в научное знание и преобразующий опыт по развитию системы педагогического образования в стране и странах-партнерах.
Повышение качества педагогического образования, разработка методологии системного проектирования с опорой на ценностные ориентиры нравственного воспитания выступают сегодня в качестве непреложного условия реализации значимых государственных и научно-образовательных программ. Наиболее существенными характеристиками системно-ориентационного подхода, разработанного Е. И. Казаковой в рамках докторской диссертации по теме «Теоретические основы развития общеобразовательной школ (системно-ориентационный подход)»[10], являются положения: о школе как субъекте своего развития; об ориентационном поле как системообразующем компоненте развивающейся школы; об ориентации на успех как необходимом условии субъектного развития в филологическом образовании. Системный подход в педагогическом образовании выступает в качестве методологии проектирования образовательных систем; позволяет сделать заключение о правомочности аналогового моделирования процессов развития личности и образовательной системы; позволяет рассмотреть образовательную систему как субъект своего развития; сформулировать дидактические принципы работы с учебным текстом в образовательном пространстве.
В настоящее время системно-ориентационный подход, разработанный Е. И. Казаковой, продуктивно используется при решении задач развития педагогического образования в условиях цифровой трансформации общества»: понимание и решение проблем развития педагогических кадров может быть осуществлено только на основе комплексного системного анализа запроса образовательной системы к системе непрерывного педагогического образования; развитие одной системы является условием и следствием развития другой; современная образовательная реальность представляет собой единство подлинной физической и духовной реальности и ее цифрового дополнения; развитие человеке в современном мире происходит в условиях гибридной образовательной среды. Ведущим научным убеждением Казаковой Е. И. выступает уверенность в том, что цифровая трансформация неизбежна, но должна осуществляться не как самоцель, а как средство сохранения и развития культуры человечества и самого человека[11]. Следствием системно-ориентационного подхода к развитию системы педагогического образования стали технологии персонализированного образования, понимаемого в единстве субъектной позиции ученика в системе образования, образовательной деятельности как совместной деятельности носящей полисубъектный характер, понимания значимости выбора только в единстве с ответственностью за реализацию выбора.
Научно-методическая работа базируется на ценностно-смысловом фундаменте лучших традиций Российского образования; направлена на раскрытие потенциала педагогического образования в большинстве областей общественной жизни; способствует формированию нового поколения педагогов, для которых уважение к научно-педагогической традиции сочетается с готовностью к освоению новых технологий.
Автор более 130 научный работ, под ее руководством защищено 2 докторских и 14 кандидатских диссертаций. Наиболее значимыми публикациям, повлиявшими на развитие отечественной педагогической науки и практики можно назвать следующие:
Казакова, Елена Ивановна.