Interlandltd.ru

Лечебная медицина

История Талыша

20-07-2023

Мугань на административной карте Азербайджана

Талыш — историко-географическая область у юго-западного побережья Каспийского моря, область компактного проживания талышей, а также их историческая родина. Талыш разделен между двумя государствами: Азербайджаном (Мугань) и Ираном (остан Ардебиль).

Содержание

Древняя история

Проблема происхождения и наиболее раннего этапа истории талышей остаётся окончательно не выясненной и дискуссионной, хотя их глубокая автохтонность на Кавказе и более обширная территория расселения в древности представляются вполне очевидными. Этноним «талыши» закавказского происхождения. Предками талышей считаются Кадусии[1][2] и/или гилянцев (в античности также называвшихся гелами)[3]. Кадусии располагались южнее албан, по соседству с массагетами, гелами, анариаками, киртриями, тапурами, мидийцами и матиенами. В начале I тысячелетия до н.э на территории Талыша появляется Мидийское государство, которое в середине тысячелетия сменили Ахемениды. После крушения Ахеменидской империи эта территория входила в состав зороастрийского государства Атропатена, Великой Арменией и Парфянского царства. Позже на этой территории распространяли влияние персидские, арабские, тюрко-сельджукские мелкие и крупные государства Передней Азии, а в средние века образовались собственно талышские ханства.

Средние века и Новое время

К раннему Средневековью местное население было иранизировано и ассимилировалось с носителями северо-западных (мидийских) иранских наречий[4]. Талыши долго сохраняли свою независимость от арабов и исламизировались поздно. В средневековой арабской историографии страна талышей называлась аль-Тайласан — арабское соответствие персидскому "Талишан". Табари пишет о талышах (называя их "тайласан"): "В горах, окружающих Атурпатакан, жили такие народы, как гелы [и] талыши, которые не подчинились арабам и сохранили свою свободу и независимость". По словам средневекового персидского автора Хамдаллы Казвини, между городами Султанийе и Ардавиль был расположен район Тавалиш (название — арабская форма множественного числа от слова «талыш»). Еще одно раннее упоминание страны «Талыш», уже под собственным именем, содержится в армянской редакции XV в. романа об Александре Македонском: «И рассказал он, что он - беженец из Каспийских ворот, возле страны Талис в области Гилян»[5]

Из талышского региона происходил известный религиозно-культурный деятель XIII века Шейх Захид Гилани, мавзолей которого под Астарой до сих пор является объектом почитания [6]. Хотя в Средние века и Новое время большинство выходцев из Талыша писало на персидском языке, существует целая группу поэтов, писавших на талышском и близком ему диалекте гиляни. К числу наиболее ранних талышских поэтов относится Сеийед Шарафшах Дулаи, живший в XV веке.

Во второй половине XVIII — начале XIX в регионе существовало Талышское ханство, занятое Россией в 1809 г. после кровопролитного штурма Ленкорани и формально вошедшее в состав Российской империи по Гюлистанскому миру 1813 г.[7] Талыш был включён в состав Каспийской области, затем Бакинской губернии. На рубеже ХХ века жил известный талышский поэт - Сафибаба Рошан-дехи.

Талыш в эпоху русской революции

В 1918 г. талыш-муганские районы, где большую роль играли русские колонисты, отказались подчиниться вновь образованной Азербайджанской республике. 4 августа 1918 была создана Временная военная диктатура Мугани ("Муганская диктатура"), первоначально признавшая власть ростовского правительства генерала Деникина, затем (в конце года) подчинившаяся "Кавказско-Каспийскому правительству" войскового старшины Бичерахова в Петровске (Махачкала).

28 декабря 1918 в Ленкорани местным русским населением было принято решение об автономии Муганского Края в составе России с парламентом (Краевой Совет) и правительством (Краевая Управа). 24 апреля «белое» правительство было свергнуто и установлена Советская власть, после чего 15—18 мая 1919 в Ленкоране на съезде революционного Талыша была провозглашена Муганская Советская Республика в составе РСФСР. Был избран Краевой Совет Депутатов во главе с председателем (Д. Чиркин), Реввоенсовет во главе с политкомиссаром (И. Талихадзе) и Исполком во главе с предисполкома (Н. Тутышкин). 23—25 июля 1919 г. Ленкорань была взята азербайджанскими войсками, и Муганская Советская Республика ликивидирована. С этого момента, Ленкорань входила в состав Азербайджана.

Талыш в составе СССР

Согласно переписи 1926 года в Азербайджанской ССР насчитывалось 77039 талышей. В 1920—1930-е гг. талышский язык преподавался в начальных школах, издавались книги на талышском языке и существовала газета "Красный Талыш". Наиболее видным талышским деятелем той эпохи был поэт и просветитель Зульфугар Ахмедзаде, автор, кроме оригинальной талышской поэзии, талышских учебников и переводов на талышский язык русской классики. Всего вышло около 500 наименований книг на талышском языке. Однако в 1937 г. Зульфигар Ахмедзаде был арестован, изучение талышского языка и публикации на нем были полностью свернуты. Язык изучался только в академической среде и функционировал на бытовом уровне. С тех пор до конца советского периода талышская идентичность жестко подавлялась. С 1959 по 1989 год талыши не включались в какие-либо переписи в качестве отдельной этнической группы, но считались частью азербайджанских тюрок, хотя язык талышей принадлежит к индоевропейской языковой семье.

Талыш после распада СССР

Талыш-Муганская Автономная Республика

Уже в конце 1980-х гг. была основана талышская организация под названием Талышская национальная партия возрождения. В июне 1992 года состоялся первый официальный съезд партии, принявшей название Талышской Народной Партии. Стратегическойи целью партии была объявлена автономия талышей в составе Азарбайджана. Поскольку партию отказались зарегистрировать под этим названием, она была переименована в Партию Равенства Народов Азарбайджана.[8]
21 июня 1993 г. в Ленкорани группой офицеров-талышей во главе с полковником Аликрамом Гумматовым была провозглашена Талыш-Муганская Автономная Республика. Это восстание[9] совпало с широкомасштабным наступлением армянских войск на карабахском фронте и захватом ими нескольких районов на западе Азербайджана.[10] Это наступление вызвало мятеж Сурета Гусейнова и общий кризис власти в Азербайджане, результатом которого и явилось восстание[11] талышских офицеров в Ленкорани. Были сформированы местные органы власти, и созвано учредительное собрание — Национальный Меджлис. Алакрам Гумматов дважды встречался с новым главой Азербайджана Гейдаром Алиевым, однако ни первый не согласился отказаться от автономии, ни второй — признать ее. Выступление не получило значительной поддержки со стороны талышского населения, и спустя два месяца (23 августа) республика пала. Альакрам Гумматов был приговорен к смертной казни и после 10 лет, проведенных в тюрьме, в 2004 г. был депортирован в Голландию. Партия равенства народов Азербайджана была запрещена, хотя фактически продолжила существование[9][12][13][14]

Талышское Национальное Движение

После освобождения Альакрама Гумматова, была создана организация под официальным названием Талышское национальное движение. Штаб-квартирой этой организации считается Гаага, где проживает Гумматов; сам Гумматов является его главой; во главе организации стоит политсовет из 15 человек, но фактически ведущую роль в ней играет бывший председатель Народного Меджлиса Талыш-Муганской автономной республики, философ и политолог Фахраддин Абосзода, эмигрировавший в 1995 г. в Россию, но в 2005 г. вернувшийся на родину и издающий тысячным тиражом газету «Шавнышт» («Ночные посиделки»). Ф.Аббасзода составляет «Грамматику талышского языка» и талышско-русский словарь в 80 тысяч слов[15]

Талышское национальное движение проходит под лозунгом национальной автономии. Требования, сформулированные Ф.Аббасзода накануне президентских выборов в Азербайджане, звучат так: коренная смена политического режима; предоставление автономии всем народам Азербайджана; безусловная пророссийская ориентация, при условии ровных отношений со всеми остальными странами, включая США.[16]

Лидер талышского национального движения А. Гумматов определяет Талышское национальное движение как составную часть общеазербайджанского протестного движения, ставящую целью отстранение констиутционным путем существующего режима и преобразование Азербайджана на демократических принципах.[17]. В то же время, в обращении к духовному лидеру Исламской республики Иран аятолле Хаменеи он заявляет о том, что талышский народ не может существовать вне Ирана и просит у него защиты от властей Азербайджана:

«Не случайно большинство несчастий, которые выпали на долю талышского народа, связаны с тем, что талыши являются иранским народом (...) Мы – талыши, гордимся тем, что являемся иранцами, и не представляем себя отдельно от нашей исторической Родины – Ирана. Не позвольте гнусному пантюркистскому режиму Азербайджана стереть талышский народ с лица земли!». Однако в самом Иране отношение к талышским активистам весьма настороженное, так как власти опасаются сепаратистских настроений среди иранских талышей[источник не указан 839 дней].

Вернувшись в Азербайджан, Ф. Аббасов в интервью Day.az отрицал, что он проводил активную политику по федерализации Азербайджана, а также осудил два заявления А.Гумматова: «Я не знаю, на какие мои высказывания опираются те, кто представляет меня в качестве сторонника федерализации Азербайджана. Ведь я не только политик, но еще и политолог, ни в одном из моих научных статей я не выступал с позиций сторонника федерализации Азербайджана. Напротив, я выступал против этого. Это научный и теоретический вопрос, Азербайджан не может быть федерацией, потому что, если она станет таковой, то в ближайшем будущем с легкостью может развалиться. И поэтому я никогда не был сторонником этого. Я занимаюсь наукой и не считаю это возможным. В отношении меня существует много неясностей».[18]

Талышское национальное движение входит в состав Организации наций и народов, не имеющих представительства. Многие талышские националисты выступают за вхождение Мугани в состав Ирана и образование талышского остана.[источник не указан 1238 дней]

См. также

Ссылки

  1. Ahmad Kasravi, Kārvand-e Kasravi, ed. Yahyā Dokā, Téhéran, 1973. с. 283-288
  2. <Алиев И., Гошгарлы Г. Юго-Запад Прикаспия в древности и эпоху средневековья Толыши сядо, 1993. с. 4
  3. Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М., 2007. С. 429
  4. История древнего мира. Т.3 М., 1989, стрю 287
  5. Талыши//Талышские народные предания и сказки. Ереван, Кавказский центр иранистики, 2005, стр. 3-6
  6. ТАЛЫШСКИЙ ЯЗЫК И ЯЗЫК «АЗЕРИ»
  7. БСЭ, ст. "Азербайджанская ССР"
  8. Первый репрессированный талыш
  9. 1 2 В.А.Шнирельман. Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье. М., ИПЦ «Академкнига», 2003. стр. 67
  10. Vladimir Socor. «Talysh issue, dormant in Azerbaijan, reopened in Armenia», The Jamestown Foundation, May 27, 2005
  11. В.А.Шнирельман. Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье. М., ИПЦ «Академкнига», 2003. стр. 118
  12. Судебный процесс над Аликрамом Гумматовым в 2002 г.
  13. Фармони Фахраддин Абосзода (Аббасов) ИСТОРИЯ НАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ// «Завтра», 25.06.2003
  14. Сергей Иванов. ТАЛЫШСКАЯ МУГАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: НАЧАЛО И КОНЕЦ//Независимая газета, август 1994
  15. Яна Амелина. Талыши не у дел //Незаивисимая газета, 10.09.2007
  16. Талышское национальное меньшинство Азербайджана в поисках самоутверждения
  17. Заявление ТНД
  18. Day.Az — Фахраддин Аббасов: «Мы осуждаем позицию Аликрама Гумбатова»

История Талыша.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12