02-09-2023
Исторический Иисус — попытка внецерковной реконструкции личности Иисуса Христа исходя из реалий Палестины I века. Данный подход подразумевает критический анализ текстов Нового Завета с обязательным вычитанием сверхъестественного компонента (чудесное рождение, чудесные исцеления, воскрешение), а также с привлечением римских и иудейских источников того времени. Концепция Исторического Иисуса нередко подвергается критике[1] и противопоставляется как концепции Догматического Иисуса[2] (Иисус как Сын Божий и Второе Лицо Троицы), так и Мифологического Иисуса (Иисус как вымышленный персонаж). Первым, кто начал поиски исторического Иисуса был Герман Реймарус[3], далее этим занимались Эрнест Ренан и Альберт Швейцер[4]
Предполагается, что Иисус был плотничьим[5] или даже внебрачным[6] сыном и жил в галилейском городе Назарете, затем он стал учеником Иоанна Крестителя, который впоследствии начал самостоятельное служение в качестве духовного учителя (раввин) и лидера собственной религиозной организации[7], не покидая при этом рамок иудейского мира[8]. Родным языком исторического Иисуса был арамейский[9]. Обстоятельства воскрешения Христа связываются с возможной кражей его тела из гробницы после казни[10].
Исторический Иисус.