Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Зязюн, Иван Андреевич

15-09-2023

Иван Андреевич Зязюн
Іван Андрійович Зязюн
1-й Министр просвещения и науки Украины
24 августа 1991 года — 12 декабря 1991 года
Предшественник: он сам, как Министр народного просвещения УССР
Преемник: Пётр Михайлович Таланчук
 
Образование: Киевский университет им. Т.Шевченко
Учёная степень: Доктор философских наук
Рождение: 3 марта 1938(1938-03-03) (74 года)
с. Пашковка, Нежинский район, Черниговская область, УССР
Отец: Андрей Владимирович
Мать: Варвара Никитична
Супруга: Лариса Ивановна
Дети: дочери Елена и Наталья
 
Награды:

Ива́н Андре́евич Зя́зюн (укр. Іван Андрійович Зязюн, род. 1938) — ректор Полтавского пед. ин-та им. Короленко с 1975 по 1990 г., министр просвещения и науки Украины в 1991 году.

Содержание

Биография

Иван Андреевич Зязюн родился в Черниговской области 3 марта 1938 года.

Отец Андрей Владимирович (1913—1993) — колхозник, мать Варвара Никитична (1918) — колхозница; жена Лариса Ивановна (1951) — филолог, кандидат педагогических наук, преподаватель французского языка Киевского национального университета им. Т. Шевченко; дочь Елена (1964) — учёный; дочь Наталья (1977) — дирижёр.

Образование: Киевский университет им. Т. Шевченко, историко-философский факультет, философское отделение (1959-64), философ; кандидатская диссертация «Особенности становления и развития эстетического восприятия человека» (1968); докторская диссертация «Формирование эстетического опыта человека» (1977).

  • 11.1955-07.56 — заведующий сельского клуба, с. Пашковка.
  • 07.-08.1956 — колхозник, колхоз «Победа», с. Пашковка.
  • 08.1956-01.58 — ученик, горно-промышленное училище № 5, г. Свердловск Луганской области.
  • 02.1958-07.59 — воспитатель, горно-промышленное училище № 5, г. Свердловск Луганской области.
  • 07-09.1959 — заместитель директора по культурно-массовой работы, горно-промышленная школа № 72, г. Свердловск Луганской области.
  • 09.1959-06.64 — студент Киевского университета им. Т. Шевченко.
  • 08.1964-08.66 — ассистент кафедры марксизма-ленинизма, Днепропетровский сельскохозяйственный институт.
  • 09.1966-09.68 — аспирант филос. ф-та, Киев. ун-т им. Т. Шевченко.
  • 07.-11.1968 — старший преподаватель кафедры марксизма-ленинизма Киевского государственного института театрального искусства им. Карпенко-Карого.
  • 11.1968-01.70 — старший преподаватель кафедры марксизма-ленинизма, Днепропетровский сельскохозяйственный институт.
  • 02.1970-02.71 — заведующий лабораторией творческих процессов, Киевский. театр оперы и балета им. Т. Шевченко.
  • 02.1971-03.75 — старший преподаватель, доцент кафедры марксизма-ленинизма Киевского государственного института театрального искусства им. Карпенко-Карого.
  • 03.1975-09.90 — ректор, Полтавский педагогический институт им. Короленко.
  • 09.1990-12.91 — Министр просвещения и науки Украины.
  • 05.1992-11.93 — заведующий лабораторией эстетического воспитания, Институт педагогики Министерства образования и науки Украины.

Звания и награды

Доктор философских наук, профессор (1979), академик АПНУ (Отдел педагогики и психологии высшей школы, 11.1992); Институт педагогики и психологии профессионального образования АПНУ, директор (с 11.1993); член президиума АПНУ (с 1993); профессор кафедры культурологии Национального педагогического университета им. М. Драгоманова.

Действительный член АПН СССР (1989). Иностранный член Российской академии образования (1999). Действительный член Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского (2002). Заслуженный работник высшей школы УССР (1988). Ордена: Дружбы народов (1981), Трудового Красного Знамени (1986). Орден «За заслуги» III (02.1998), II (03.2003), I ст. (10.2008). Почётная грамота КМ Украины (03.2003).

Труды

Автор (соавтор) более 300 научных трудов, в том числе книг:

  • «Эстетическое развитие личности» (1972),
  • «Эстетический опыт личности» (1976),
  • «Эстетическое воспитание в высших учебных заведениях» (1976, соавтор),
  • «Основы педагогического мастерства» (1989, соавтор, редактор),
  • «Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В. А. Сухомлинского» (1991, соавтор),
  • «Педагогическое мастерство» (1997, соавтор, редактор),
  • «Красота педагогического воздействия» (1997, соавтор),
  • «Воспитание эстетической культуры школьников» (1998, соавтор),
  • «Педагогика добра: идеалы и реалии» (2000),
  • «Непрерывное профессиональное образование: философия, педагогические парадигмы, прогноз» (2003, соавтор).

Научная и административная деятельность

По некоторым данным Полтавский пединститут при И. А. Зязюне входил в 7-ку лучших идеологических вузов СССР. Многие выпускники ПГПИ поступали на работу отнюдь не в сельские школы, как того требовала направленность института, а во властные структуры — партийные учреждения, органы государственного управления, системы МВД и КГБ.

В числе главных пунктов научной деятельности И. А. Зязюна — научное, непредвзятое восприятие педагогического опыта А. С. Макаренко, изучением и внедрением которого в ПГПИ наиболее деятельно занимались в 1975-1990 гг. Хорошо познакомившись при философских исследованиях искусства театра с актёрской техникой К.С.Станиславского, И.А.Зязюн, в частности, обратил внимание на понятие "педагогическая техника" в трудах А.С.Макаренко и предпринял большие научные и организаторские усилия по разработке этого направления сначала в подведомственном ему вузе, а затем и по всему СССР. Впервые на Украине и в СССР был создан курс "Педагогического мастерства", подготовлены соответствующие учебные пособия, которые получили признание и известность сначала в СССР, затем в Японии, странах СЭВ и т.д. Соответствующие курсы были приняты во всех 210 педагогических вузах СССР, в т.ч. в 30 пед.вузах Украины [1].

В то же время отмечается, что некоторые преподаватели Полтавского пед.вуза были не вполне подготовлены, а порой и маловоодушевлены к ведению подобного, требующего достаточно высокой квалификации курса, поэтому случались и накладки и, как говорится, перегибы. С подобными преподавателями за всё время обучения в рамках предлагаемого курса студенты-педагоги порой успевали познакомиться только с внешней стороной отдельных театральных приёмов и навыков.

Ряд педагогов и студентов по сию пору считают, что "педагогическая техника" должна ограничиваться исключительно работой над голосом (хотя и этим преподаватели занимались отнюдь не во все времена и тем более редко работали над мимикой, пантомимикой, мизансценами, вниманием, режиссурой и прочими необходимыми театральными вещами. Что и удивляло в своё время Макаренко).

В то же время А.С.Макаренко понимал под этим направлением не только првлечённые из театра технические приёмы, необходимые для успешного и естественного, без особых волевых усилий, удержания внимания и интереса учащихся к восприятию общения с педагогом, а прежде всего умение создать соуправляемый воспитательный коллектив - единственно доступное для гражданской школы по-настоящему действенное средство успешного воспитания, т.е. создания устойчивых привычек достойного поведения в обществе (на это направлено создание на основе полезного производительного труда органов соуправления - совета командиров и общего собрания, системы постоянных и сводных отрядов со сложными и меняющимися во времени взаимозависимостями между воспитанниками).

Трудно пришлось новому ректору и с укоренившимся не только в ПГПИ невежественным мнением, что применявшиеся А. С. Макаренко подходы предназначены, мол, исключительно и только для "работы с малолетними преступниками" (известно ясное высказывание А.С.Макаренко, что во всей своей работе он ни разу не пользовался предположением, что воспитанники его коммуны должны "обрабатываться" как-то иначе, чем обычные дети. "Книга для родителей" А.С.Макаренко и вся направленность его работы, особенно в последние годы деятельности только подтверждают это). Как вспоминал И.А.Зязюн, даже проф., зав. каф. общей педагогики ПГПИ называла А.С.Макаренко не иначе как "тюремным педагогом". Такая точка зрения связана с бытовым невежественным представлением о том, что "настоящий порядок" может быть наведён только жёсткими авторитарными способами, которые характерны для армии, преступного мира и тюремной системы (именно поэтому среди подобных "знатоков" системы Макаренко бытуют суждения о нём либо как солдафоне, либо атамане банды малолетних преступников, либо тюремщике). Другой причиной подобных суждений было понимание педагогами того, что работа по системе Макаренко требует высочайшей подлинной самоотдачи, огромного и притом многолетнего напряжения душевных, умственных и физических сил педагога. Напряжения, к которому, тем более ради "чужих детей", многие советские педагоги, в т.ч. иные профессора от педагогики с партбилетами в кармане, были явно не готовы.

В этих условиях И. А. Зязюну с наиболее квалифицированными и ответственными сотрудниками ПГПИ пришлось наводить порядок в вузе достаточно решительными способами, начиная с требований от будущих учителей опрятного внешнего вида, что, разумеется, мало понравилось некоторым разболтанным последователям хиппи и подобных направлений. Так, администрация института запрещала учащимся носить бороды и нарушать установленную «форму одежды». Считалось, что будущие учителя-юноши должны со студенческой скамьи приучаться носить галстук, а девушки не должны появляться в альма-матер в брюках. Ослушавшихся подвергали определённым дисциплинарным взысканиям.

В работах И. А. Зязюна определённое внимание также уделено идеям другого педагога и выпускника Полтавского пед. института В. А. Сухомлинского, который не только по форме, но и по сути (в отличие от А.С.Макаренко) был образцовым педагогом-коммунистом просоветского толка. Опыт В. А. Сухомлинского заслуживал уважения с учётом идеологических реалий тех лет, — но он явно не может быть использован для создания современной и, тем более, универсальной педагогической системы.

И. А. Зязюн сделал «визитной карточкой» вуза яркую художественную самодеятельность. При нём ПГПИ получил известность в СССР и за его пределами благодаря народному хору «Калина», академической капелле и танцевальным коллективам. К сожалению и здесь, случайно или по умыслу, порой не обходилось без перегибов. Иные недоброжелатели нового ректора шутили, что абитуриенту для поступления в вуз достаточно было показать на вступительном собеседовании хороший голос, владение народным музыкальным инструментом или крепкие ноги. Но какие вузы тех лет, включая столичные, не приманивали в ряды своих студентов отдельных хороших спортсменов, певцов и пр. для создания яркой "визитки" вуза?

За 15-лет своего ректорства И. А. Зязюн так и не сумел полностью переубедить некоторых сотрудников и студентов своего института в необходимости работать и учиться на педагогической ниве с большой квалификацией и самоотдачей: в 1990 году разгорячённые перестройкой недовольные студенты и преподаватели Полтавского пединститута не нашли ничего лучше, чем на общем собрании вуза выразить ректору своё недоверие, публично выступив против его, как они выразились, командно-административной практики и устаревших идеологических подходов к образованию. Однако справедливая оценка его заслуг перед педагогической общественностью не только Украины, но и всего бывшего Союза всё-таки восторжествовала. В том же 1990 г. он был назначен Министром просвещения и науки Украины.

Источники

  • Биография И.А.Зязюна (укр.)

Примечания

  1. Здесь и далее цифры и факты приведены по статье "Они надо мной насмехались..." (подзаголовок: Интервью с акад. АПН Украины, Почётным академиком РАО, доктором философских наук, профессором Иваном Андреевичем Зязюном - инициатором создания кафедр педагогического мастерства в педагогических вузах). Интервью провела Ольга Виговская, ж-л "Директор школы, лицея, гимназии", г. Киев. Перевёл с украинского Андрей Остапенко, выпускник Полтавского пединститута "эпохи Зязюна". Обнародовано на русском языке в журнале "Секреты педагогического мастерства" ИД "Народное образование", М., 2008 г., № 2, с. 69-78.


Зязюн, Иван Андреевич.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12