Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Зеер, Эвальд Фридрихович

22-05-2023

Зеер Эвальд Фридрихович

Зеер Эвальд Фридрихович в санатории на Урале, сентябрь 2021 года
Дата рождения 21 августа 1938(1938-08-21) (85 лет)
Место рождения Энгельс, Саратовская область, РСФСР, СССР
Страна  СССР Россия
Научная сфера психология, педагогика
Место работы РГППУ
Альма-матер Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт
Учёная степень доктор психологических наук
Учёное звание профессор, член-корреспондент РАО
Награды и премии
почётные знаки Гособразования СССР и Минобразования Российской Федерации, золотая медаль РАО

Э́вальд Фри́дрихович Зе́ер (род. 21 августа 1938 года, г. Энгельс, Саратовская область, СССР) — заслуженный деятель науки РФ[1], лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования[2], член-корреспондент РАО[3], доктор психологических наук, профессор, директор научно-образовательного центра инноваций в профессиональном образовании Российского государственного профессионально-педагогического университета[4].

Биография

Родился 21 августа 1938 года в городе Энгельс Саратовской области.

В 1964 году Эвальд Фридрихович окончил Нижнетагильский педагогический институт и остался преподавать в институте — с 1964 по 1967 годы (включён в Книгу почёта Нижнетагильского учительского института — Нижнетагильского государственного педагогического института — Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии — Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (НТУИ-НТГПИ-НТГСПА-НТГСПИ)[5]. В 1967—1970 годы — аспирант АПН СССР (г. Москва)[6]. Кандидат педагогических наук (1971), доктор психологических наук (1989), профессор (с 1990 года), член-корреспондент Российской академии образования (с 2001 года). С 1982 года работает в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, возглавлял кафедры педагогики и психологии, психологии, социальной и прикладной психологии. В настоящее время — директор научно-образовательного центра инноваций в профессиональном образовании РГППУ, главный редактор научного журнала «Образование и наука»[7] (ISSN 1994-5639 (Print), ISSN 2310-5828 (Online).

Научная школа

На научно-профессиональное становление Эвальда Фридриховича большое влияние оказали Л. А. Регуш.

Основная проблематика исследований — психология профессионального становления человека: периодизация профессионального развития, профессионально обусловленные деструкции, психотехнологии социально-профессиональных достижений. С 1995 года исследует проблемы развивающего профессионального образования.

Э. Ф. Зеер является основателем научной школы, исследующей целостный и непрерывный процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве в единстве его психологических и педагогических составляющих[8][9][10][11].

Основные результаты разработки психологии профессионального развития и образования, направленные на выявление возрастных и социально-профессиональных нормативов развития человека, научно-методического обеспечения профессионального становления личности, определение личностно-развивающего потенциала многоплановых видов деятельности, состоят в следующем:

  • Сформирована концепция профессионального становления личности, выявлены закономерности и детерминанты этого процесса, установлены кризисы профессионального развития и психологические барьеры этого процесса, разработаны критерии успешности карьеры и мониторинг профессионализации специалиста.
  • На основе концепции профессионального становления личности разработана психологически обоснованная программа (система) непрерывного профессионального и профессионально-педагогического образования, раскрывающая стратегию, содержание и технологии образования взрослых. Обоснованно целостное представление о непрерывном профессиональном образовании как системы, включающей все виды формального, неформального и информального (событийного) образования. Выявлены инновационные технологии реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
  • Разработаны теоретико-методологические основания психологии профессионального образования: определены подходы, принципы, закономерности реализации личности в системе непрерывного профессионального образования. Сформирован понятийно-терминологический аппарат психологии профессионального развития.
  • Определены психологические особенности социально-профессионального воспитания учащейся молодёжи, формирования корпоративной культуры и профессионально-нравственных ценностей.
  • Разработана логико-смысловая модель профессионального-образовательного пространства, реализующая процесс динамического профессионального развития человека.

Уникальность исследований этой школы заключается в том, что впервые профессиональное становление рассматривается системно и непрерывно с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной биографии, а также предлагается эффективная парадигма личностно развивающего образования.

Об актуальности и научной новизне, теоретической и практической значимости, проводимых под руководством Э. Ф. Зеера исследований свидетельствуют, полученные гранты Рособразования и Российского гуманитарного научного фонда, а также проводимые Всероссийские научно-практические конференции по проблемам личностно развивающего персонализированного образования, нейрообразованию и транспрофессионализмы личности.

Результаты исследования обобщены в монографиях:

  • «Профессиональное становление личности инженера-педагога» (Свердловск, 1988);
  • «Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста» (Екатеринбург, 1999);
  • «Психология личностно ориентированного профессионального образования» (Екатеринбург, 2000);
  • «Профессионально-образовательное пространство личности» (Екатеринбург, 2002);
  • «Социально-профессиональное воспитание в вузе» (Екатеринбург, 2003);
  • «Теоретико-методологические основы подготовки ремесленников-предпринимателей» (Екатеринбург, 2004),
  • «Профессиология: психологический контент» (Москва, 2020) и другие,

а также в учебных пособиях:

  • «Психология профессий» (Москва, 2001);
  • «Психология профессионального образования» (Москва, 2003, 2020);
  • «Основы профориентологии» (Москва, 2005);
  • «Психология профессиональных деструкций» (Москва, 2005);
  • «Психология профессионального развития» (Москва, 2006, 2021);
  • «Основы профессионального консультирования» (Москва, 2018);
  • «Психология взрослости» (Москва, 2018);
  • «Психология транспрофессионализма» (Екатеринбург, 2018);
  • «Психологическое профессиоведение» (Екатеринбург, 2020);
  • «Основы профессиологии» (Москва, 2021) и другие.

Всего опубликовано около 500 работ[12], в том числе 21 монография, 27 учебных пособий и 26 научно-методических пособий.

Результаты исследований стали основой авторских учебных дисциплин «Психология профессий», «Психология профессионального образования», «Основы профориентологии», «Психология профессионального развития» специальностей: «Профессиональное обучение», «Психология», «Педагогика и психология».

Профессор Э. Ф. Зеер является заместителем председателя докторского диссертационного совета при РГППУ[13], членом докторского диссертационного совета при УрФУ[14].

Результативность научной школы обеспечивается работой с аспирантами и докторантами. Под руководством Э. Ф. Зеера защищено 7 докторских и 56 кандидатских, готовится к защите 2 докторские и 5 кандидатских диссертаций.

Результаты исследований профессора Э. Ф. Зеера через систему аттестации, технологий профессионального развития специалистов, а также психологического сопровождения педагогов базового и высшего профессионального образования внедряются в практику профессионального образования Урала.

Э. Ф. Зеер — крупный учёный, способный к выдвижению масштабных идей, это не только исследователь, но организатор, а главное инициатор многих научных проектов, привлекающих к нему учёных других школ и направлений.

Награды

За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю плодотворную работу награждён Орденом Почета[15].

За заслуги в научной деятельности присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»[16].

За цикл трудов «Психологическое обеспечение базового профессионального образования» для образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования присуждена премия Правительства Российской Федерации 2007 года в области образования[17].

О признании его продуктивной научно-педагогической деятельности свидетельствуют знаки отличия и правительственные награды: почетные знаки «Отличник народного просвещения» (1975); «Отличник профтехобразования СССР» (1985); Международная премия «За интеграцию систем образования Европы» (1994); «Медаль К. Д. Ушинского» (1995); Почётный работник Высшей школы (2018). Премия губернатора Свердловской области в номинации «Профессор года» по психолого-педагогическим наукам (2010; 2014[18]).Грамоты Губернатора Свердловской области, Министерства образования Свердловской области и почетные грамоты от университета.

Семейное положение

Жена — Зеер Валерия Александровна.

Дочь[19] — Зеер (Сыманюк) Эльвира Эвальдовна, член-корреспондент РАО[20], доктор психологических наук, директор Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета[21].

Примечания

  1. Архивированная копия. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 16 августа 2021 года.
  2. Документы — Правительство России. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 14 августа 2021 года.
  3. Члены-корреспонденты Российской академии образования « Российская академия образования. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 3 марта 2022 года.
  4. Архивировано 12 августа 2021 года.
  5. Книга почета НТГСПИ. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 12 августа 2021 года.
  6. Архивировано 12 августа 2021 года.
  7. Архивировано 12 августа 2021 года.
  8. Архивировано 13 августа 2021 года.
  9. Сайт Уральского отделения РАО. Научная школа РГППУ «Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека», руководитель член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Э. Ф. Зеер. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 14 августа 2021 года.
  10. Архивировано 13 августа 2021 года.
  11. Заводчиков Д. П., Шаров А.А. Вклад научной школы психологии профессионального развития Э. Ф.Зеера в систему профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — №1. — С.  66–74. — DOI 10.24411/2307-4264-2020-10107. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 14 августа 2021 года.
  12. Архивировано 13 августа 2021 года.
  13. Состав диссертационного совета Д 212.284.02 | Диссертационный совет Д 212.284.02. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 13 августа 2021 года.
  14. Архивировано 13 августа 2021 года.
  15. Указ Президента Российской Федерации от 11.05.2009 г. № 531. Президент России. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 6 декабря 2021 года.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.1996 г. № 360. Президент России. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 16 августа 2021 года.
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 г. № 497. government.ru. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 14 августа 2021 года.
  18. Указ Губернатора Свердловской области № 644-УГ. www.pravo.gov66.ru. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 16 августа 2021 года.
  19. Архивировано 14 августа 2021 года.
  20. Члены-корреспонденты Российской академии образования « Российская академия образования. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 11 августа 2021 года.
  21. Архивировано 12 августа 2021 года.

Зеер, Эвальд Фридрихович.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12