08-06-2023
Зайцев Александр Павлович | |
Дата рождения: |
27 октября 1937 (75 лет) |
---|---|
Место рождения: | |
Сайт: |
alexandrzaycev.com |
Алекса́ндр Па́влович За́йцев (27 октября 1937, Ленинград) — Художник. Профессор кафедры рисункаЛенинградского Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной (сейчас СПбГХПА им. А. Л. Штиглица). «Зарекомендовал себя как педагог-борец, проповедующий новое учение о форме»[1].
Род деятельности — живопись, литература, исследования композиционных построений в картинах старых мастеров с применением законов математики.
«В изобразительном искусстве нашего города в последние пол века образовалось несколько направлений, выраженных достаточно определенно. С именем А. П. Зайцева связывается одно из них, весьма важное, влиятельное и плодотворно развивающееся не только в Петербурге. Симптоматично, что обе свои юбилейные выставки он сопроводил работами учеников и сотоварищей. Ведь Александр Павлович не только замечательный художник, но учитель-проповедник и оригинальный мыслитель с глубоко пережитым художническим мировоззрением, которым он щедро делится с учениками и единомышленниками. Фундаментом, на котором строится его творчество, является идея о математических законах художественного формообразования и построения композиции»[2].
Содержание |
Александр Зайцев родился в 1937 году в Ленинграде. Закончил Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В 60-е посещал занятия у Г. Я. Длугача в Эрмитаже, копируя и интерпретируя картины старых мастеров. В 1961 году Создал свой альтернативный метод математического исследования картины, В основе которого лежит математика в частности применение Пифагорово-Платоновской пропорции (корень из трех к единице), применение ленты Мебиуса и многое другое, что не только является своеобразным открытием в области исследований произведений искусства но и позволяет обогатить современные способы создания живописных произведений.
«…влияние Длугача на его учеников не исключало обратного влияния, и в этом живом, напряженном процессе сам предмет творческих поисков претерпевал существенные изменения. Так, А. П. Зайцев выработал относительно независимую позицию, которая, в свою очередь, оказала известное воздействие на младшее поколение „Эрмитажной школы“»[3].
«Конечно, параллельно мы занимались и самообразованием. Например, Длугач не учил математике. Наоборот: „Не надо рисовать линейку“. А меня заинтересовали математические расчеты, поиски закономерностей»[4].
Таврическое художественное училище стало началом педагогической деятельности 1964—1969 гг. Сопровождалось чтением лекций на частных квартирах. Было положено начало школе математического интерпретирования. Многие ученики становятся единомышленниками и активно продолжают распространять полученные знания. Это Вадим Филимонов, Марк Тумин,Сергей Даниэль,Оксана Труль и др. Некоторые из них впоследствии начали посещать занятия Г. Я. Длугача.
70-е годы. Поездки на Север, в Среднюю Азию, на Кавказ, оказавшие влияние на творчество художника.
80-е годы. Читает лекции о математических законах художественного формообразования.
С 1973 г. по настоящий момент Зайцев работает на кафедре рисунка СПГХПА им. Штиглица. Профессор.
С 1973 г. руководил Студенческим Научным Обществом Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной., где продолжалось изучение формообразующих принципов иконописи и картин старых мастеров. Конференции и выставки-лекции в различных городах. Многие из его учеников впоследствии стали доцентами и профессорами различных художественных вузов. Среди них Татьяна Гудова,Сергей Борисов, Александр Кондратьев и др.
Зайцев, Александр Павлович.