31-08-2023
Георгий Петрович Дмитриев | |
Основная информация | |
---|---|
Дата рождения |
29 октября 1942 (69 лет) |
Место рождения | |
Страна | |
Профессии | |
Официальный сайт композитора |
Георгий Петрович Дмитриев (29 октября 1942, Краснодар) — советский и российский композитор, лауреат международных композиторских конкурсов в Будапеште (1988) и Тренто (1991). Удостоен Золотой пушкинской медали (2000), Премии правительства Москвы (2001), почетного звания Заслуженный деятель искусств России (2003). Живёт и работает в Москве.
Содержание |
Георгий Петрович Дмитриев родился 29 октября 1942 года в городе Краснодаре, в семье врача (в те годы военного). С шести лет обучался игре на фортепиано; к этому времени относятся и первые опыты сочинения.
В 1958 год-1961 год годах он студент Краснодарского музыкального училища по классам фортепиано, теории музыки и сочинения. По рекомендации Д. Д. Шостаковича поступает в 1961 году в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского на композиторское отделение, в класс профессора Д. Б. Кабалевского. После окончания в 1966 году консерватории продолжает музыкальное образование в аспирантуре и оканчивает её с отличием в 1968 году. С 1969 года — член Союза композиторов СССР.
В 1969-1983 годах наряду с композиторской деятельностью Г. П. Дмитриев ведет педагогическую и научную работу: преподает сочинение, инструментовку, полифонию в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных; сочинение — в Центральной школе при Московской консерватории. В 1973 году выходит первым изданием его книга «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние», первая на русском языке монография по данному вопросу; в 1981 году — книга-исследование «О драматургической выразительности оркестрового письма».
Учрежденный в 1979 году ежегодный музыкальный фестиваль «Московская осень» открыл возможность к исполнению ряда крупных произведений Г. П. Дмитриева в симфоническом, ораториальном, камерно-инструментальном, хоровом жанрах, утверждая высокую профессиональную репутацию композитора.
В 1986 году Г. П. Дмитриев становится заместителем председателя правления Московской организации СК РСФСР. В 1988 году на первых демократических выборах избирается её председателем, учредившим в 1989 году СК Москвы с самостоятельным творческим и экономическим статусом. С именем Дмитриева в эти годы связаны организация и проведение целого ряда новых музыкальных фестивалей; первые концерты запрещенной ранее православной хоровой музыки; исполнение сочинений репрессированных композиторов (в частности, Николая Рославца), произведений современных западных авторов: Ксенакиса, Штокхаузена, Берио и других, учреждение Ассоциации современной музыки, Ассоциации электронной музыки и т. д.
В 1989-1991 годах он также секретарь правления и первый заместитель председателя СК СССР, реформирующий авторско-правовые, социально-экономические и международные программы. После распада СССР, в 1992 году, Г. П. Дмитриев избирается председателем Международной ассоциации композиторских организаций (стран СНГ).
С 1993 года Г. П. Дмитриев — председатель Русского музыкального товарищества, общественного объединения, ведущего независимую творческую, концертную и издательскую деятельность. РМТ выступило одним из учредителей Общероссийского общественного движения «Россия Православная», в Центральный совет которого Г. П. Дмитриев входит с 1997 года. С 1994 года Г. П. Дмитриев возобновляет педагогическую деятельность — ведет класс сочинения в Российской академии хорового искусства.
Г. П. Дмитриев — лауреат международных композиторских конкурсов в Будапеште (1988) и Тренто (1991).
Новаторство и традиция, схоластический профессионализм и свобода глубокого духовного поиска, высочайшая культура и простота человечности — вот лишь краткий ряд выражений, которые могут в целом охарактеризовать творчество Г. Дмитриева. Охватывая широкий круг жанров — от детской фортепианной миниатюры до мастшабного симфонического полотна, творчество композитора представляет собой целостную и органичную картину. Пройдя ряд этапов, на сей день его творчество получает своё высшее выражение в духовных опусах.
«В поисках истоков, интонационной достоверности, в отказе от любой внешней самоцельной и выигрышной „выразительности“ ощутимы связи с наследием Мусоргского. „Хочу правды“ и „хочу сказать ее по-новому“ — так можно было бы перефразировать классическую формулу русского национального мироощущения применительно к произведениям Дмитриева»[1].
Особое место в творчестве Дмитриева занимает духовная, а именно, православная тематика. В связи с этим уместно вспомнить, что дед композитора по отцовской линии был православным священником. С детства находясь в атмосфере высокого духовного и культурного уровня, Г. Дмитриев органично выражает в своем творчестве исконно русские идеи и стремления.
«Древнерусская тема у Дмитриева — это история России, прослеживаемая и в борьбе за престол, и в мятежах, заговорах, и в деяниях святых праведников. При этом его композиторские искания проходили последовательно через три этапа, постепенно всё шире и глубже охватывая события русской истории. На первом этапе композитор воплощал в музыке <…> художественные произведения из классики отечественной литературы, на втором — его интересовали преимущественно судьбы и деяния выдающихся исторических личностей — таких, как Владимир Креститель, Александр Невский, А.Пушкин, Н.Гоголь, К.Циолковский… На третьем этапе, который продолжается и сегодня, Дмитриев стремится выявить в музыкальном произведении суть духовно национального характера»[2].
Даже краткая характеристика творчества композитора не может обойтись без внимания к мастерскому владению словом. Высочаший музыкальный профессионализм Г. Дмитриева как композитора выступает в единстве с глубоким, духовно осмысленным знанием русской литературы. Вот как охарактеризовывает мастерскую работу со словом музыковед Н.Крашенинникова:
«<…> Георгий Дмитриев в своем творчестве, связанном со словом, охватил самые различные пласты русской (и не только) литературы — летописи, мифы, канонические тексты, жития святых, народные песни, исторические документы, прозу и поэзию русских классиков, малоизвестных авторов прошлого, современных писателей и поэтов… Не будет преувеличением назвать Г. Дмитриева композитором-мыслителем, способным через виртуозный монтаж смыслов (смысловых носителей — в том числе и вербально оформленных), через их сопоставление, многозначную игру и множественность перекличек выстроить уникальную музыкальную драматургию произведения, концептуально заостренную, значительную и неизменно новую. Именно в этом — в расширении границ музыкальной содержательности, в стремлении сделать музыку „говорящей“ — видит композитор свою основную задачу».
Ещё в 1988 году, охарактеризовывая творчество сорокашестилетнего композитора, музыковед М. Прицкер пишет:
«Г. Дмитриев — не из тех, кто живет эксплуатацией однажды найденного. Его стиль явно эволюционирует к большей раскованности, непосредственности в выборе средств, к подлинному синтезу racio и emocio»[3].
Выражая некую общую концепцию, слова о «подлинном синтезе racio и emocio» оказались пророческими и применимы ко всему творчеству композитора, включая и его современный этап. Музыка Г. Дмитриева для нас — открытая книга, где в цельных и необычайно глубоких музыкальных образах творит Человек, Композитор, Гений.
Дмитриев, Георгий Петрович.