Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Дмитриев, Георгий Петрович

31-08-2023

Георгий Петрович Дмитриев
Основная информация
Дата рождения

29 октября 1942(1942-10-29) (69 лет)

Место рождения

Краснодар

Страна

 СССР
 Россия

Профессии

композитор

Официальный сайт композитора

Георгий Петрович Дмитриев (29 октября 1942(19421029), Краснодар) — советский и российский композитор, лауреат международных композиторских конкурсов в Будапеште (1988) и Тренто (1991). Удостоен Золотой пушкинской медали (2000), Премии правительства Москвы (2001), почетного звания Заслуженный деятель искусств России (2003). Живёт и работает в Москве.

Содержание

Биография

Георгий Петрович Дмитриев родился 29 октября 1942 года в городе Краснодаре, в семье врача (в те годы военного). С шести лет обучался игре на фортепиано; к этому времени относятся и первые опыты сочинения.

В 1958 год-1961 год годах он студент Краснодарского музыкального училища по классам фортепиано, теории музыки и сочинения. По рекомендации Д. Д. Шостаковича поступает в 1961 году в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского на композиторское отделение, в класс профессора Д. Б. Кабалевского. После окончания в 1966 году консерватории продолжает музыкальное образование в аспирантуре и оканчивает её с отличием в 1968 году. С 1969 года — член Союза композиторов СССР.

В 1969-1983 годах наряду с композиторской деятельностью Г. П. Дмитриев ведет педагогическую и научную работу: преподает сочинение, инструментовку, полифонию в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных; сочинение — в Центральной школе при Московской консерватории. В 1973 году выходит первым изданием его книга «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние», первая на русском языке монография по данному вопросу; в 1981 году — книга-исследование «О драматургической выразительности оркестрового письма».

Учрежденный в 1979 году ежегодный музыкальный фестиваль «Московская осень» открыл возможность к исполнению ряда крупных произведений Г. П. Дмитриева в симфоническом, ораториальном, камерно-инструментальном, хоровом жанрах, утверждая высокую профессиональную репутацию композитора.

В 1986 году Г. П. Дмитриев становится заместителем председателя правления Московской организации СК РСФСР. В 1988 году на первых демократических выборах избирается её председателем, учредившим в 1989 году СК Москвы с самостоятельным творческим и экономическим статусом. С именем Дмитриева в эти годы связаны организация и проведение целого ряда новых музыкальных фестивалей; первые концерты запрещенной ранее православной хоровой музыки; исполнение сочинений репрессированных композиторов (в частности, Николая Рославца), произведений современных западных авторов: Ксенакиса, Штокхаузена, Берио и других, учреждение Ассоциации современной музыки, Ассоциации электронной музыки и т. д.

В 1989-1991 годах он также секретарь правления и первый заместитель председателя СК СССР, реформирующий авторско-правовые, социально-экономические и международные программы. После распада СССР, в 1992 году, Г. П. Дмитриев избирается председателем Международной ассоциации композиторских организаций (стран СНГ).

С 1993 года Г. П. Дмитриев — председатель Русского музыкального товарищества, общественного объединения, ведущего независимую творческую, концертную и издательскую деятельность. РМТ выступило одним из учредителей Общероссийского общественного движения «Россия Православная», в Центральный совет которого Г. П. Дмитриев входит с 1997 года. С 1994 года Г. П. Дмитриев возобновляет педагогическую деятельность — ведет класс сочинения в Российской академии хорового искусства.

Г. П. Дмитриев — лауреат международных композиторских конкурсов в Будапеште (1988) и Тренто (1991).

Творчество

Новаторство и традиция, схоластический профессионализм и свобода глубокого духовного поиска, высочайшая культура и простота человечности — вот лишь краткий ряд выражений, которые могут в целом охарактеризовать творчество Г. Дмитриева. Охватывая широкий круг жанров — от детской фортепианной миниатюры до мастшабного симфонического полотна, творчество композитора представляет собой целостную и органичную картину. Пройдя ряд этапов, на сей день его творчество получает своё высшее выражение в духовных опусах.

«В поисках истоков, интонационной достоверности, в отказе от любой внешней самоцельной и выигрышной „выразительности“ ощутимы связи с наследием Мусоргского. „Хочу правды“ и „хочу сказать ее по-новому“ — так можно было бы перефразировать классическую формулу русского национального мироощущения применительно к произведениям Дмитриева»[1].

Особое место в творчестве Дмитриева занимает духовная, а именно, православная тематика. В связи с этим уместно вспомнить, что дед композитора по отцовской линии был православным священником. С детства находясь в атмосфере высокого духовного и культурного уровня, Г. Дмитриев органично выражает в своем творчестве исконно русские идеи и стремления.

«Древнерусская тема у Дмитриева — это история России, прослеживаемая и в борьбе за престол, и в мятежах, заговорах, и в деяниях святых праведников. При этом его композиторские искания проходили последовательно через три этапа, постепенно всё шире и глубже охватывая события русской истории. На первом этапе композитор воплощал в музыке <…> художественные произведения из классики отечественной литературы, на втором — его интересовали преимущественно судьбы и деяния выдающихся исторических личностей — таких, как Владимир Креститель, Александр Невский, А.Пушкин, Н.Гоголь, К.Циолковский… На третьем этапе, который продолжается и сегодня, Дмитриев стремится выявить в музыкальном произведении суть духовно национального характера»[2].

Даже краткая характеристика творчества композитора не может обойтись без внимания к мастерскому владению словом. Высочаший музыкальный профессионализм Г. Дмитриева как композитора выступает в единстве с глубоким, духовно осмысленным знанием русской литературы. Вот как охарактеризовывает мастерскую работу со словом музыковед Н.Крашенинникова:

«<…> Георгий Дмитриев в своем творчестве, связанном со словом, охватил самые различные пласты русской (и не только) литературы — летописи, мифы, канонические тексты, жития святых, народные песни, исторические документы, прозу и поэзию русских классиков, малоизвестных авторов прошлого, современных писателей и поэтов… Не будет преувеличением назвать Г. Дмитриева композитором-мыслителем, способным через виртуозный монтаж смыслов (смысловых носителей — в том числе и вербально оформленных), через их сопоставление, многозначную игру и множественность перекличек выстроить уникальную музыкальную драматургию произведения, концептуально заостренную, значительную и неизменно новую. Именно в этом — в расширении границ музыкальной содержательности, в стремлении сделать музыку „говорящей“ — видит композитор свою основную задачу».

Ещё в 1988 году, охарактеризовывая творчество сорокашестилетнего композитора, музыковед М. Прицкер пишет:

«Г. Дмитриев — не из тех, кто живет эксплуатацией однажды найденного. Его стиль явно эволюционирует к большей раскованности, непосредственности в выборе средств, к подлинному синтезу racio и emocio»[3].

Выражая некую общую концепцию, слова о «подлинном синтезе racio и emocio» оказались пророческими и применимы ко всему творчеству композитора, включая и его современный этап. Музыка Г. Дмитриева для нас — открытая книга, где в цельных и необычайно глубоких музыкальных образах творит Человек, Композитор, Гений.

Основные сочинения

Музыкально-сценические произведения
  • Любимая и потерянная (1975)
  • Святитель Ермоген (1999)
Оратории
  • Из «Повести временных лет» на текст древнерусской летописи (1983)
  • Космическая Россия (1985)
Оркестровые произведения
  • Симфония № 1 (1966)
  • Симфония № 2 «На поле Куликовом» (1979)
  • Киев (1981)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1981)
  • Сивилла (1983)
  • Икона (1986/2002)
  • Симфония № 3 «Misterioso» (1989)
  • Эпизоды в характере фрески (1992)
  • Арфа серафима (1998)
Камерно-инструментальные произведения
  • Соната № 1 (1963)
  • Рапсодия на три русские темы (1964)
  • Сонатина (1964)
  • Струнный квартет № 1 (1967)
  • Струнный квартет № 2 (1970)
  • Струнный квартет № 3 (1972)
  • Соната № 2 (1978)
  • Облики движений (1978)
  • Percussionata (1978)
  • Витражи (1981)
  • Варшавская фантазия (1983)
  • В характере Германа Гессе (1986)
Вокальные произведения
  • Три стихотворения Федора Ивановича Тютчева (1967)
  • Три романса на стихи Александра Сергеевича Пушкина (1978)
  • Три романса на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова (1978)
  • Арфа серафима (1978 (№ 1, 2, 5); 1998 (№ 3, 4)
  • Голоса скрипок (1982)
  • Стенька Разин (1989)
  • Песни паладина (2000-2001)
  • Богатырские песни (2004)
  • Четыре стихотворения Юрия Кузнецова (2007)
Хоровые произведения
  • Песни безвременья (1975)
  • Священные знаки (1975/2001)
  • Всенощное бдение (1976/1989-1990; 1997)
  • Четыре стихотворения Иннокентия Анненского (1980)
  • Апостол правды (1983)
  • Старорусские сказания (1987)
  • Stabat Mater dolorosa (1988)
  • Завещание Николая Васильевича Гоголя (1997)
  • Симфония ликов (1998)
  • Ясный свет (2000)
  • Преподобный Савва Игумен (2000)
  • Шесть хоров на стихи русских поэтов (2002)
  • Китеж всплывающий (2004)
  • Владимирская Богоматерь (2006)

Музыка к кинофильмам

  • 1972 — «Мраморный дом» (режиссёр Борис Григорьев)
  • 1973 — «Последняя встреча» (режиссёр Борис Бунеев)
  • 1974 — «Георгий Седов» (режиссёр Борис Григорьев)
  • 1976 — «Аты-баты, шли солдаты» (режиссёр Леонид Быков)
  • 1976 — «Так начиналась легенда» (режиссёр Борис Григорьев)
  • 1976 — «Полночный крик» (режиссёр Владимир Грамматиков)
  • 1976 — «Тайфун, фас!» (режиссёр Владимир Грамматиков)
  • 1978 — «Кузнечик» (режиссёр Борис Григорьев)
  • 1980 — «Петровка, 38» (режиссёр Борис Григорьев)
  • 1980 — «Огарева, 6» (режиссёр Борис Григорьев)
  • 1980 — «Научите меня драться» (режиссёр В. Волков)
  • 1980 — «Шутка!?» (режиссёр В. Волков)
  • 1981 — «Казнить не представляется возможным» (режиссёр Исаак Шмарук)
  • 1982 — «Голос памяти» (режиссёр Виктор Жилко)
  • 1983 — «Ураган приходит неожиданно» (режиссёр Наталья Величко)
  • 1983 — «Приступить к ликвидации» (режиссёр Борис Григорьев)
  • 1984 — «Накануне» (режиссёр Николай Мащенко)
  • 1986 — «Мама родная, любимая…» (режиссёр Николай Мащенко)
  • 1986 — «Наградить посмертно» (режиссёр Борис Григорьев)
  • 1986 — «Первоцвет» (режиссёр Виктор Жилко)
  • 1986 — «Игорь Саввович» (режиссёр Борис Савченко)
  • 1988 — «Земляки» (режиссёр Борис Савченко)
  • 1988 — «Пусть я умру, Господи…» (режиссёр Борис Григорьев)
  • 1988 — «Генеральная репетиция» (режиссёр Виктор Жилко)
  • 1990 — «Бес в ребро» (режиссёр Борис Григорьев)
  • 1992 — «Исповедь содержанки» (режиссёр Борис Григорьев)

Дискография

  • «Из „Повести временных лет“, Stabat Mater Dolorosa» (1991)
  • «Mikhail Glinka arr. Georgi Dmitriev Viola Sonata in D Minor» (1996)
  • «Symphony № 3 Misterioso, Violin Concerto, Warsaw Fantasy, Vespers-excerpts» (1996)
  • «Всенощное бдение» (1999)
  • «Киев, На поле Куликовом (симфония № 2), Эпизоды в характере фрески, Misterioso (симфония № 3)» (1999)
  • «Старорусские сказания, Симфония ликов» (2000)
  • «Камерно-инструментальная и электронная музыка» (2000)
  • «Завещание Николая Васильевича Гоголя» (2000)
  • «Преподобный Савва игумен, Священные знаки, Шесть хоров на стихи русских поэтов» (2004)
  • «Стенька Разин, Голоса скрипок, Percussionata, Икона» (2007)
  • «Произведения на стихи Юрия Кузнецова» (2007)
  • «Камерно-инструментальная музыка» (2007)
  • «Хоровое творчество Георгия Дмитриева», mp3 (2007)
  • «Романсы на стихи русских поэтов» (2009)

Примечания

  1. Лобанова М. Георгий Дмитриев // Музыка в СССР, 1988, июль-сентябрь. С. 66-67
  2. Паисов Ю. И. Творчество Георгия Дмитриева на рубеже тысячелетий // Музыка в системе межкультурных коммуникаций на рубеже XX—XXI вв. Сборник трудов по материалам конференции 16-17 октября 2008/ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. — М., 2009. — С. 123—141.
  3. Прицкер Майя. Больше доверять интуиции? // Советская музыка, 1988, № 8

Ссылки

  • Официальный сайт композитора

Дмитриев, Георгий Петрович.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12