Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Димитрий (Ярема)

18-04-2023

Перейти к: навигация, поиск
Патриарх Димитрий
Патріарх Димитрій
2-й Патриарх Киевский и всея Украины
14 октября 1993 — 25 февраля 2000
Интронизация: 14 октября 1993
Церковь: Украинская автокефальная православная церковь
Предшественник: Мстислав (Скрипник)
Преемник: местоблюститель, затем предстоятель в сане митрополита, Мефодий (Кудряков)
Епископ Переяславский и Сичеславский
5 сентября 1993 — 14 октября 1993
Церковь: Украинская автокефальная православная церковь
 
Имя при рождении: Владимир Васильевич Ярема
Оригинал имени
при рождении:
Володимир Васильович Ярема
Рождение: 9 декабря 1915(1915-12-09)
село Глидни, Вторая Речь Посполитая
Смерть: 25 февраля 2000(2000-02-25) (84 года)
Львов, Украина
Похоронен: Львов
Принятие священного сана: 1947
Принятие монашества: август 1993
Епископская хиротония: 5 сентября 1993

Димитрий (в миру Влади́мир Васи́льевич Яре́ма; 9 декабря 1915, село Глидно, Вторая Речь Посполитая — 25 февраля 2000, Львов) — предстоятель неканонической Украинской автокефальной православной церкви с титулом «Патриарх Киевский и всея Украины».

Биография

Родился 9 декабря 195 года в селе Глидно Березовского повята на Сянщине (сейчас Кросненский повит, Подкарпатское воеводство, Польша). С детства прислуживал в греко-католическом храме и пел в церковном хоре.

В 19311938 получал художественное образование у живописца Павла Ковжуна во Львове. Також изучал теорию музыки, сольфеджио, дирижирование, основывал хоры. Вступил в ОУН.

У 1938—1939 году находился на военной службе в польской армии. В начале Второй мировой войны 1939—1945 принимал участие в польско-немецких боях, попал в немецкий плен.

В 19421944 годы обучался во Львовской искусственно-промышленной школе под руководством Михаила Осинчука.

В 1944 года получил благословение митрополита Андрея Шептицкого на поступление в униатскую духовную семинарию, однако осуществлению этого намерения воспрепятствовала его мобилизация в советскую армию.

С апреля 1945 — на военной службе в Советской армии. Демобилизовавшись, некоторое время работал во Львовском Национальном музее.

В Русской православной церкви

После Львовского собора 1946 года переходит в православие.

10 августа 1947 года архиепископом Львовским Макарием (Оксиюком) был рукоположён в сан священника. Заочно обучался в Ленинградской духовной академии, но был отчислен за национальные убеждения.

В 1947—1958 годах служил в сельских приходах Галичины. В 1958 году был переведен во Львов, где служил в Андреевской (1958—1960), Пятницкой (1960—1965), Преображенской (1965—1969) церквях.

С 1969 года — настоятель церкви Петра и Павла во Львове.

11 февраля 1989 года написал письмо митрополиту Филарету (Денисенко) с требованием «позаботиться о реабилитации автокефальной церкви и греко-католиков». Не получив ответа, написал 27 февраля написал второе письмо и также не получил ответа. Тогда отправил письмо с уведомлением о вручении. Вскоре после этого Филарет заявил: «Никаких автокефалов и греко-католиков у нас нет, и нечего о них говорить»[1].

В расколе

За прораскольнические высказывания был привлечён к духовному суду своим правящим архиереем Никодимом (Руснаком)[1].

Не дожидаясь осуждения, 19 августа 1989 года вместе с Иоанном Пашулей провозгласил выход Петропавловского прихода города Львова из-под юрисдикции Московского патриархата[1]. Это был первый случай уклонения в автокефалистский раскол украинского православного прихода, что послужило примером для многих других приходских общин.

Как вспоминал позднее, «Постепенно нас собралось около 800 парафий, и мы начали искать епископа. Обратились и в США, и в Царьград. Из США нам пришел ответ: Мстислав берет нас под свою опеку»[1].

Был активным участником проведения собора 6 июня 1990 года, на котором принят устав УАПЦ и избран её патриарха — Мстислава.

25—26 июня 1992 года был участником самочинного собора в Киеве, созванного Филаретом (Денисенко) при активной поддержке властей, который провозгласил объединение части клира и мирян, вышедших из канонической УПЦ, и УАПЦ. Позднее вспоминал об этом: «В принципе, это был даже не собор, а я вообще не знаю, как это можно назвать. Мне позвонили и попросили приехать в Киев. О том, что готовится собор, никто не сказал ни слова. Об уровне организации можно судить хотя бы по тому, что Львовскую епархию представлял я один, Тернопольскую — двое, а из Ивано-Франковска вообще никого не было! <…> Ведь фактически на том соборе всем заправляли Червоний, Скорик и иже с ними. А как себя вели! Скорик кричала на меня: „Сядь, замолчи!“»[1]

Будучи изначально негативно настроен по отношению к Филарету (Денисенко), группировал вокруг себя оппозиционных Филарету лиц. Около 500 львовских приходов (30 % от общего числа Киевского Патриархата) примкнули к Петру (Петрусю) и Владимиру Яреме, признавая одного лишь Мстислава (Скрыпника) как «патриарха», но не Филарета в качестве его «заместителя» и настаивая на старом самоназвании раскола «УАПЦ». Фактически уже весной 1993 года на Украине оформились две раскольничьи конфессии. Причем обе формально возглавлял патриарх Мстислав (Скрипник), и в обеих в реальности всеми делами заправляли совершенно другие лица[2].

Окончательное размежевание УАПЦ и УПЦ КП произошло после смерти Мстислава (Скрипника), которая последовала в США 11 июня 1993 года[2].

В августе 1993 года по решению епископата принял монашеский постриг с именем Димитрий. Одновременно постриг приняла и его супруга.

5 сентября 1993 года в Свято-Борисоглебском храме Киева рукоположен во епископа Переяславского и Сичеславского. Его хиротонию совершили: «архиепископ Львовский» Петр (Петрусь), «епископ Белоцерковский и Уманский» Михаил (Дуткевич), «епископ Луцкий и Волынский» Феоктист (Пересада), «епископ Харьковский и Полтавский» Игорь (Исиченко).

7 сентября 1993 года Второй поместный собор избрал его патриархом Киевским и всей Украины (УАПЦ). 14 октября 1993 года в церкви Спаса на Берестове состоялась патриаршая интронизация.

Будучи главой неканонической УАПЦ, посетил все её епархии в Украине, а также США и Польшу. Охотно проповедовал в разных общественных средах. Проявлял постоянную заботу о межцерковных отношениях и создании единой Поместной Церкви в Украине. Постоянно заботился о развитии церковного искусства на основах национальной традиции, о воцерковления украинской молодёжи и интеллигенции.

Автор книги «Удивительный мир икон» (1994), статей на богословскую тематику и по истории иконописи. Лауреат премии имени Свенцицких за научную работу в отрасли искусствоведения. Печатные труды связаны с проблемами общественного служения Церкви (послания к христианам Украины «На пороге 2000 года», цикл посланий «Разговоры о страшном настоящем», статьи в газетах «Наша вера», «Успенская башня»), историей иконописи в Украине. Подготовил и подал в печать двухтомную монографию по истории иконописи.

1 декабря 1999 года составил своё завещание, в котором предостерегал УАПЦ от выбора новых «патриархов» и настоятельно рекомендовал включить УАПЦ в состав «Украинской Православной Церкви в США», пребывающей в составе Константинопольского Патриархата и продолжить труд над созданием единой Поместной Украинской Православной Церкви в каноническом единстве с Константинпольским Патриархом.

Скончался 25 февраля 2000 года, похоронен рядом со стенами родной Петропавловской церкви во Львове, где он прослужил более четверти века.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Василий Анисимов, Артем Сенчило Патриарх УАПЦ Димитрий (Ярема): «Лучше быть нелегалом» «Независимость», 3 ноября 1993 г.
  2. ↑ http://www.sedmitza.ru/lib/text/440079/

Ссылки

  • Димитрий (Ярема) «Патриарх Киевский и всея Украины» (1993—2000)
  • Патріарх Димитрій (Ярема) (укр.)
  • Димитрій (Ярема) (укр.)

Димитрий (Ярема).

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12