Окончил городскую детскую художественную школу в Ленинграде (1961—1965), Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова (1965—1969, квалификация: художник-оформитель), Институт имени И. Е. Репина (факультет теории и истории искусств, 1971—1977).
В 1969—1977 годах изучал искусство старых мастеров в Эрмитаже под руководством Г. Я. Длугача. Член неформального творческого объединения «Эрмитаж» (1969—1997). В 1969—1990 годах преподавал в детской художественной школе, одновременно занимаясь живописью и теорией искусств, принимал участие в выставках. В 1970-е годы сблизился с представителями Московско-Тартусской школы. В 1979 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения по теме: «Композиционные принципы Пуссена»[1], в 1988 году — докторскую диссертацию: «Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века»[2]. С 1992 года — ведущий сотрудник Российского института истории искусств. Читал спецкурсы в вузах Петербурга, Москвы, Тарту, Каунаса, а также в Италии и Америке. С 1995 года — профессор Российской академии художеств.
Сфера научных интересов: западноевропейская и русская живопись; библейская иконография; теория изобразительного искусства.
Избранные труды
Опыт исследования информационной структуры живописного произведения (на материале картины Паоло Веронезе «Обращение Савла»): Тезисы // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. — Тарту, 1973. — С. 135—136.
«Сферическая перспектива» Петрова-Водкина и некоторые вопросы структурно-семиотического анализа иконического текста // Русская филология: Сб. трудов СНО филологического факультета Тартуского гос. ун-та. — [Вып.] V. — Тарту, 1977. — С. 119—132.
Картина классической эпохи: Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. — Л.: Искусство, 1986. — 196,[3] с., [12] л. цв. ил.
Питер Брейгель. — СПб.: Искусство-СПБ, 1994 (Серия: Библиотека любителя изящных искусств. Цикл «Эпоха Возрождения»). — 29,[7] с.: цв. ил. — ISBN 5-210-01474-6
В соавт. с: Сереябряная Н. И.Claude Le Lorrain: Peintre de la lumiere / Textes Sergei Daniel, Natalia Serebriannaïa; [trad. Georges Krassowski]. — Bournemouth: Parkstone; Saint-Petersbourg: Aurora, 1995. — 175 p. — ISBN 1-85995-1880
Форма-Протей (заметки о пластическом мышлении) // Введение в храм: Сб. статей / Под ред. Л. И. Акимовой. — М.: Языки рус. культуры, 1997 (Серия: Язык. Семиотика. Культура). — С. 457—462. — ISBN 5-7859-0008-4
Заметки бывшего студента-заочника (перепечатка воспоминаний о Ю. М. Лотмане) // Вышгород. — 1998. — № 3. — С. 99—102.
В соавт. с: Григорьев Р. Г. Парадокс Лотмана // Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб.: Искусство–СПБ, 1998. — С. 5—12. — ISBN 5-210-01523-8
О Лотмане // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб.: Академический проект, 2002 (Серия: Мир искусств). — С. 5—14. — ISBN 5-7331-0184-9
Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве / Рос. ин-т истории искусств. — СПб.: Искусство-СПБ, 2002 (Серия: Территория культуры: искусствознание). — 302, [1] с., [20] л. ил. — ISBN 5-210-01551-3
Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. — [Изд. 2-е, с изм]. — СПб.: Амфора, 2006. — 203, [3] с., [4] л. цв. ил. — ISBN 5-367-00080-0 Первое изд.: Л., 1990.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная. — СПб.: Арка, 2007 (Серия: Тысяча и один шедевр из коллекции Государственного Эрмитажа). — 24 с. — ISBN 978-5-91208-002-9
Никола Пуссен // Кудрикова С. Ф. Художники Западной Европы: Франция XV—XVIII века: Биографический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2010. — С. 279—286. — ISBN 978-5-9985061-0-9
Кузьма Петров-Водкин: жизнь и творчество, суждения об искусстве, современники о художнике. — СПб.: Аврора, 2011 (Серия: Искусство России. Золотой запас). — 124, [3] с.: ил., портр., цв. ил. — ISBN 978-5-7300-0906-6
Составитель и автор вступительных статей к альбомам, в том числе:
Библейские сюжеты: Альбом. — СПб.: Художник России, 1994 (Серия: Русские живописцы XIX в.). — 207 с.: ил. — ISBN 5-7370-0312-4
Нидерландская живопись: Две ветви одной кроны. — СПб.: Аврора, 2001 (Серия: Национальные школы живописи). — 287, [1] с.: цв. ил., табл. — ISBN 5-7300-0692-6
Композиционные принципы Пуссена: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04. — Л., 1979. — 177 с.: ил.
Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века: автореферат дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.04 / Акад. художеств СССР. Ин-т живописи, культуры и архитектуры им. И. Е. Репина. — Л., 1988. — 48 с.
Ссылки
С. М. Даниэль на сайте Европейского университета.
С. М. Даниэль на сайте ГАИЖСА им. И. Е. Репина.
С. М. Даниэль на сайте Торгового Дома Книги «Москва».
С. М. Даниэль. Авангард и девиантное поведение // Статьи разных лет. — СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. — 254, [1] с. : ил. — ISBN 978-5-94380-154-9 Первая публикация: Авангардное поведение: Сб. материалов научной конференции Хармс-фестиваля в Санкт-Петербурге. — СПб.: Хармсиздат,1998. — С. 40—46.
С. М. Даниэль. Семиотика дверей, окон, зеркал: Лекция в Европейском университете Санкт-Петербурга.