12-07-2023
Гришка Распутин | |
Жанр |
политический фарс |
---|---|
Основан на |
пьеса «Гришка Распутин» |
Автор | |
Композитор |
Владимир Орлов |
Режиссёр | |
Хореограф |
Вячеслав Тимофеев |
Актёры |
Борис Маслов |
Компания | |
Страна | |
Язык | |
Год |
«Гри́шка Распу́тин» — спектакль в жанре политического фарса, поставленный Геннадием Егоровым на сцене Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО[1] по пьесе русского писателя, мастера драматической поэзии Константина Скворцова «Гришка Распутин»[2].
Спектакль «Гришка Распутин» стал второй совместной работой поэта-драматурга Константина Скворцова и Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО. Для театра «Гришка Распутин» стал третьим спектаклем по пьесе в стихах.
Сегодня наши театры потеряли навыки работы с поэзией. А вот «Патриот» на глазах набирает культуру стиха и общения с залом. Театр должен воздействовать на душу зрителя, и ритмический стиль, присущий поэзии, несёт дополнительную эмоциональную нагрузку.
— Константин Скворцов в интервью газете «Красная звезда» [3]
|
Спектакль рассказывает историю о Григории Ефимовиче Распутине, выходце из народных низов, незаурядном талантливом самородке, волей судеб втянутом в политические игры верховной власти. По мнению театра судьба Григория Распутина глубоко трагична, так как он неизбежно шёл к осознанию своей роли марионетки в руках политиканов, рвущихся к власти. Пьеса «Гришка Распутин» имеет второе название «Игра в шашки шахматными фигурами». В основе сюжета лежит версия о таинственном двойнике Григория Распутина, безымянном петербургском актёре, подменявшем «прорицателя и духовидца» в его далеко не духовных похождениях. Тема двойника, человека-маски неоднократно привлекала писателей и драматургов. В трактовке Константина Скворцова и Геннадия Егорова актёр, согласившийся стать двойником Распутина, является антагонистом самого Григория Распутина. Бросая вызов силам зла, актёр добровольно надевает на себя маску Распутина, но затянутый в дьявольскую игру, претерпевает необратимые метаморфозы, срастаясь со своей маской. В результате происходит полная деградация человеческой души актёра-двойника. По сути, пьеса представляет собой политический фарс начала двадцатого века, который отразился в трагических событиях России конца двадцатого века. Чтобы перевести эстетику пьесы в сценическую метафору, художник Александр Кожухов лаконичными средствами создал на сцене образ греческого театра масок, который легко трансформировался в дворцовые интерьеры Петрограда начала XX века.
Премьера спектакля «Гришка Распутин» состоялась на сцене Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО 28 февраля 1992 года[4].
В Народном доме Петрограда при большом скоплении публики должно состояться представление из античного времени. Журналист Ванька Мануйлов провоцирует Актёра, исполняющего главную роль в древнегреческой трагедии, устроить публичный скандал.
АКТЁР: Мне надоели робкие намёки. На сцене я, чтоб обнажать пороки. Спешите, рыцари скандальной прессы! Я эту маску из античной пьесы Сменю на ту, какой не знали прежде, И появлюсь совсем в другой одежде![5] |
Скандал состоялся. Во время действия древнегреческой трагедии на сцене перед публикой появляется Актёр, переодетый и загримированный под Григория Распутина. От испуга актриса, исполняющая роль древнегреческой царицы, теряет сознание. Переодетый в Распутина Актёр подхватывает царицу на руки и уносит за кулисы. Публика возмущена откровенным намёком на царскую семью, которая давно находится в зависимости от «прорицателя и духовидца» Гришки Распутина. Представление сорвано. Князь Феликс Юсупов, который присутствовал на этом представлении, интересуется у журналиста Мануйлова, что он думает о произошедшем скандале.
МАНУЙЛОВ: А я об этом Заране известил по всем газетам. И до утра, пока не рассвело, Засыплю ими царское село.[6] |
От тюремного наказания Актёра спасает сам Григорий Распутин и предлагает стать его Двойником в реальной жизни. Для проверки способностей Актёра Распутин направляет Двойника вместо себя обедать в ресторан. Собравшееся в ресторане общество принимает Двойника за подлинного Распутина. Банкир Митька Рубинштейн предлагает Двойнику взятку, если тот поможет назначить премьер-министром Штюрмера.
РУБИНШТЕЙН: Со Штюрмером получится хоть что-то? ДВОЙНИК: А это, Митька, не твоя забота. Ты заплатил за всё, и - хата с краю! Гуляю я сегодня! Ух, гуляю![7] |
Чиновники Хвостов и Протопопов, желая использовать близость Распутина к царской семье, просят Двойника за хорошую взятку представить их императрице Александре. Принимая взятки, Двойник начинает неистово танцевать, скидывает с себя одежду, а когда толпа расступается, сидит на полу с пачками банкнот. Его фотографируют журналисты.
В Царском Селе. При помощи императрицы Александры и фрейлины Анны Вырубовой Григорий Распутин добивается от Николая II согласия отправиться на фронт в качестве Верховного главнокомандующего. Оставшись наедине с императрицей Александрой, Распутин обещает найти человека, который переправит её драгоценности родственникам в Гессен в Германию.
В доме Распутина. Григорий Распутин, внимая жалобам царствующих особ, пытается приструнить Двойника. Но Двойник требует от Распутина свободы действий и шантажирует его.
ДВОЙНИК: Я говорил тебе, что я – артист, И не плохой, - ты должен в том признаться! Вот – позвоню. Тебя, как самозванца, В колодки закуют и от любви К истории, - кол всадят! [8] |
При встрече с Николаем II, в присутствии императрицы Александры, Сухомлиновой и фрейлины Вырубовой Григорий Распутин выговаривает царю за самостоятельные кадровые перестановки в кабинете министров.
НИКОЛАЙ: А разве царь решать уже не волен? РАСПУТИН: Всё сам вершишь. Господь наш недоволен. Я ж на тебя настроен, как струна, А между нас - огромная страна. Но я всё слышу. Ты ж, как недомерок, То так решишь, то переделашь эдак. Всё мечешься, как на ветру трава, А у меня кружится голова И всё болит! Своя, чать, не чужая![9] |
Императрица Александра требует от Николая II больше не делать самостоятельных кадровых перестановок в кабинете министров, впадает в истерику и теряет сознание. Распутин просит всех уйти и оставить его наедине с императрицей. Он кладет руки на голову Александре и произносит молитву, приводя её в сознание.
В доме Юсуповых. Хвостов, Сухомлинова, депутат Государственной Думы Пуришкевич договариваются с Феликсом Юсуповым убить Григория Распутина. Сухомлинова сообщает, что Распутин увлечён красавицей женой князя Юсупова. Собравшиеся решают нанять актрису, которая в качестве жены князя Юсупова заманит Распутина в дом Юсуповых на свидание, где его и убьют.
ПУРИШКЕВИЧ: Не можем выйти мы до сей поры Из роковой навязанной игры, В которой наши «мамки» да «папашки» Играют за столом вселенским в шашки Фигурами из шахмат. Ложь на ложь. Куда кто ходит, сразу не поймёшь. Порой нелепой выглядит игра, Но жизнь России – вот её цена![10] |
Благодаря настоятельным просьбам Григория Распутина и императрицы Александры государь Николай II освобождает из тюрьмы банкира Рубинштейна, ювелира Симановича и журналиста Мануйлова. На радостях все трое собираются в бане для отмывания «грехов» и, в качестве благодарности за содействие в освобождении из тюрьмы, они преподносят Двойнику дорогостоящие подарки. Поскольку закон сурово преследует дачу и получение взятки, Двойник предлагает проиграть ему подарки в карты.
ДВОЙНИК: В России каждый посидеть должон, Тогда и лезть не станет на рожон, А то витать привыкли в облаках. Совсем не ценят, что уже в руках. Такого раньше сроду не бывало: Сколь ни дают – всё человеку мало. Министров не умастишь калачом. Свобода нынче, думаешь, почём? РУБИНШТЕЙН: Полмиллиона хватит? ДВОЙНИК: Ну, положим, Не густо. Но и это деньги тоже. Хошь взятку дать? А я ведь не беру! РУБИНШТЕЙН: А как же быть? ДВОЙНИК: Я, братцы, за игру! Пусть карты нас рассудят честь по чести: Им лучше знать, кто «буби» здесь, кто – «крести»![11] |
В бане появляется Актриса, нанятая сыграть роль княгини Ирины Юсуповой. Она принимает Двойника за Григория Распутина. Оставшись с ним наедине, Актриса кокетничает и соблазняет его. Двойник покупается на её игру, начинает приставать и пытается её раздеть. Актриса, увернувшись от разгорячённого Двойника, приглашает его на свидание в дом Юсуповых.
АКТРИСА: Ну что? Придёшь? ДВОЙНИК: Куда теперь я денусь?! Ты пуще пара греешь! До костей! АКТРИСА: Не провожай. Иди, потешь гостей![12] |
В доме Распутина. Двойник собирается ехать на свидание с княгиней Юсуповой. Распутин объявляет, что на это свидание он поедет сам. На возражения Двойника Григорий Распутин заявляет, что он более не нуждается в его услугах. Спор между ними перерастает в драку, в процессе которой Григорий Распутин выбрасывает Двойника в окно. Появляется князь Юсупов и увозит Распутина на встречу с супругой. Израненный Двойник влезает через окно в комнату. Не найдя никого, он хватает оставленный на столе пистолет и красную рубаху Распутина.
ДВОЙНИК: И эта пуля мне, как благодарность. О, господи! Какая ж я бездарность! Жизнь положить на роль, играя с блеском, И в миг единый провалиться с треском! Так просто умереть. Я – на краю. Но женщину, которую люблю, Оставить дьяволу на растерзанье?! Нет большего на свете наказанья! Хватил я зелья вдоволь! Я отравлен! Нет! Если биться в муках, так на равных![13] |
В доме Юсуповых. Актриса, Хвостов и Пуришкевич готовятся к убийству Григория Распутина, подсыпая в пирожные и напитки яд. Услышав шум подъехавшей машины, они скрываются. Входят Феликс Юсупов и Григорий Распутин, одетый в шубу поверх синей рубахи. Юсупов предлагает подождать княгиню и приглашает Распутина к накрытому столу. Затем берёт гитару и поёт романс. Распутин пьёт отравленную мадеру и закусывает пирожным с ядом. Появляется Актриса. Распутин принимает её за княгиню Юсупову и просит нарисовать его портрет. Актриса начинает рисовать. Внезапно Распутин падает и теряет сознание.
Очнувшись, Распутин берёт бокал с отравленным вином и заставляет Актрису выпить. Князь Юсупов дважды стреляет из револьвера в Распутина. Когда Распутин падает, гаснет свет на несколько секунд. В комнату вбегают Пуришкевич и Хвостов и видят на полу Распутина в красной рубахе. Возбуждённые заговорщики пьют шампанское за освобождение царской семьи от Григория Распутина, не замечая, что перед ними лежит Двойник.
АКТРИСА: Казалось мне, он был в рубахе синей. И кисти золотые наперёд. ЮСУПОВ: Всё это от волнения. Пройдёт. АКТРИСА: Я не могу избавиться от страха. (Подходит к портрету.) Вот, видите, - здесь синяя рубаха! О, Господи! Смешались все цвета[14] |
Актриса в смятении уходит. Пуришкевич и Хвостов тоже уходят, забрав шубу Распутина, чтобы инсценировать возвращение Григория Распутина к себе домой. На глазах князя Юсупова Двойник оживает. У Феликса Юсупова начинается истерика. Услышав шаги, Двойник прячется. Вбежавший Пуришкевич сообщает Юсупову, что Распутин ещё жив, и необходимо с ним покончить. Они уходят. Вновь появляется Двойник и наблюдает из окна, как князь Юсупов и Пуришкевич пытаются застрелить убегающего Распутина. Двойник достаёт пистолет и целится в оконный проём.
ДВОЙНИК: Представь, что здесь театр. Всё – понарошку! Огонь! (Стреляет.) Герой наш замер на дорожке! Ещё огонь! (Стреляет.) Дорога в ад открыта! Упал. Вот так! С ним кончено. Finita![15] |
В Царском Селе. Министр внутренних дел Протопопов докладывает Николаю II об убийстве Григория Распутина в присутствии императрицы Александры и фрейлины Вырубовой. Протопопов пытается убедить их, что после убийства «дух Распутина» вселился в него, и теперь он, Протопопов, является спасителем царской семьи. Императрица Александра возражает, что даже если Протопопов встанет с ног на голову, всё равно он никогда не сможет заменить Распутина. Для подтверждения, что «дух Распутина» действительно вселился в него, Протопопов встаёт на голову. Появляется князь Юсупов. Он признаётся в убийстве Григория Распутина и просит судить его.
НИКОЛАЙ: «Быть иль не быть?» - да нет такой дилеммы. Мы сами создаём себе проблемы. Глядим на звёзды, приловчась к трубе, Но повернись же к самому себе! Что знаем мы в себе? Порок да косность! А всё не так! Ведь человек – сам Космос. Он – бездна, господа. И поиск вечен. А мир вне нас. Он замкнут и конечен. И пусть дойдёт до моего народа: Свобода убивать – не есть Свобода! И потому сжимаю свой кулак В проклятии! (Появляется Двойник) ДВОЙНИК: На, выкуси! (Садится на трон Николая II) Вот так![16] |
Вот и сегодня, когда вновь проходят гастроли театра в Москве, на афише его премьера - поэтическая драма Константина Скворцова «Гришка Распутин». Умно, динамично, захватывающе ведут актёры театра спектакль. И если вспомнить гастроли прошлого года, нельзя не отметить значительный творческий рост труппы.
— «Советская Россия» [17]
|
Спектакль «Гришка Распутин» был показан на гастролях Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО в Москве, Самаре, Уфе, Жукове, Рязани, Челябинске, Обнинске, Вичуге, Иваново, Новгороде, Златоусте, Брянске, Ногинске, Миассе, Калуге, Тамбове, Липецке, Воронеже, Белгороде, Твери, Пскове[18][1].
Гришка Распутин (спектакль).