Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Гришка Распутин (спектакль)

12-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Гришка Распутин
Жанр

политический фарс

Основан на

пьеса «Гришка Распутин»

Автор

Константин Скворцов

Композитор

Владимир Орлов

Режиссёр

Геннадий Егоров

Хореограф

Вячеслав Тимофеев

Актёры

Борис Маслов
Юрий Оськин
Татьяна Пилецкая
Татьяна Кудрявцева
Сергей Барышев
Геннадий Егоров

Компания

Санкт-Петербургский драматический театр «Патриот» РОСТО

Страна

Россия Россия

Язык

русский язык

Год

1992

«Гри́шка Распу́тин» — спектакль в жанре политического фарса, поставленный Геннадием Егоровым на сцене Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО[1] по пьесе русского писателя, мастера драматической поэзии Константина Скворцова «Гришка Распутин»[2].

История создания спектакля

Спектакль «Гришка Распутин» стал второй совместной работой поэта-драматурга Константина Скворцова и Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО. Для театра «Гришка Распутин» стал третьим спектаклем по пьесе в стихах.

Сегодня наши театры потеряли навыки работы с поэзией. А вот «Патриот» на глазах набирает культуру стиха и общения с залом. Театр должен воздействовать на душу зрителя, и ритмический стиль, присущий поэзии, несёт дополнительную эмоциональную нагрузку.
—  Константин Скворцов в интервью газете «Красная звезда» [3]
Режиссёр, актёр Геннадий Егоров и драматург Константин Скворцов после премьеры спектакля

Спектакль рассказывает историю о Григории Ефимовиче Распутине, выходце из народных низов, незаурядном талантливом самородке, волей судеб втянутом в политические игры верховной власти. По мнению театра судьба Григория Распутина глубоко трагична, так как он неизбежно шёл к осознанию своей роли марионетки в руках политиканов, рвущихся к власти. Пьеса «Гришка Распутин» имеет второе название «Игра в шашки шахматными фигурами». В основе сюжета лежит версия о таинственном двойнике Григория Распутина, безымянном петербургском актёре, подменявшем «прорицателя и духовидца» в его далеко не духовных похождениях. Тема двойника, человека-маски неоднократно привлекала писателей и драматургов. В трактовке Константина Скворцова и Геннадия Егорова актёр, согласившийся стать двойником Распутина, является антагонистом самого Григория Распутина. Бросая вызов силам зла, актёр добровольно надевает на себя маску Распутина, но затянутый в дьявольскую игру, претерпевает необратимые метаморфозы, срастаясь со своей маской. В результате происходит полная деградация человеческой души актёра-двойника. По сути, пьеса представляет собой политический фарс начала двадцатого века, который отразился в трагических событиях России конца двадцатого века. Чтобы перевести эстетику пьесы в сценическую метафору, художник Александр Кожухов лаконичными средствами создал на сцене образ греческого театра масок, который легко трансформировался в дворцовые интерьеры Петрограда начала XX века.

Премьера спектакля «Гришка Распутин» состоялась на сцене Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО 28 февраля 1992 года[4].

Создатели спектакля

  • Постановщик и режиссёр — Геннадий Егоров
  • Художник — Александр Кожухов
  • Композитор — Владимир Орлов
  • Хореограф — Вячеслав Тимофеев

Действующие лица и исполнители

Программка спектакля «Гришка Распутин»
  • Николай IIЮрий Оськин
  • АлександраТатьяна Пилецкая
  • Распутин — Борис Маслов
  • Вырубова — Валентина Балабина
  • Актёр, он же Двойник Распутина — Николай Феоктистов
  • Юсупов — Александр Белошев
  • Актриса, она же княгиня ЮсуповаТатьяна Кудрявцева
  • ПуришкевичСергей Барышев
  • Симанович — Виктор Полуэктов
  • Мануйлов — Николай Иусов
  • Рубинштейн — Валерий Горбунов
  • Сухомлинова — Наталья Соломина
  • Хвостов — Виталий Нечунаев
  • ПротопоповГеннадий Егоров
  • ФоторепортёрТатьяна Кудрявцева

Краткое содержание

Сцена из спектакля

В Народном доме Петрограда при большом скоплении публики должно состояться представление из античного времени. Журналист Ванька Мануйлов провоцирует Актёра, исполняющего главную роль в древнегреческой трагедии, устроить публичный скандал.

АКТЁР:
Мне надоели робкие намёки.
На сцене я, чтоб обнажать пороки.
Спешите, рыцари скандальной прессы!
Я эту маску из античной пьесы
Сменю на ту, какой не знали прежде,
И появлюсь совсем в другой одежде![5]

Скандал состоялся. Во время действия древнегреческой трагедии на сцене перед публикой появляется Актёр, переодетый и загримированный под Григория Распутина. От испуга актриса, исполняющая роль древнегреческой царицы, теряет сознание. Переодетый в Распутина Актёр подхватывает царицу на руки и уносит за кулисы. Публика возмущена откровенным намёком на царскую семью, которая давно находится в зависимости от «прорицателя и духовидца» Гришки Распутина. Представление сорвано. Князь Феликс Юсупов, который присутствовал на этом представлении, интересуется у журналиста Мануйлова, что он думает о произошедшем скандале.

МАНУЙЛОВ:
А я об этом
Заране известил по всем газетам.
И до утра, пока не рассвело,
Засыплю ими царское село.[6]

От тюремного наказания Актёра спасает сам Григорий Распутин и предлагает стать его Двойником в реальной жизни. Для проверки способностей Актёра Распутин направляет Двойника вместо себя обедать в ресторан. Собравшееся в ресторане общество принимает Двойника за подлинного Распутина. Банкир Митька Рубинштейн предлагает Двойнику взятку, если тот поможет назначить премьер-министром Штюрмера.

Сцена из спектакля. Борис Маслов в роли Григория Распутина, Татьяна Пилецкая в роли Александры
РУБИНШТЕЙН:
Со Штюрмером получится хоть что-то?
ДВОЙНИК:
А это, Митька, не твоя забота.
Ты заплатил за всё, и - хата с краю!
Гуляю я сегодня! Ух, гуляю![7]

Чиновники Хвостов и Протопопов, желая использовать близость Распутина к царской семье, просят Двойника за хорошую взятку представить их императрице Александре. Принимая взятки, Двойник начинает неистово танцевать, скидывает с себя одежду, а когда толпа расступается, сидит на полу с пачками банкнот. Его фотографируют журналисты.

В Царском Селе. При помощи императрицы Александры и фрейлины Анны Вырубовой Григорий Распутин добивается от Николая II согласия отправиться на фронт в качестве Верховного главнокомандующего. Оставшись наедине с императрицей Александрой, Распутин обещает найти человека, который переправит её драгоценности родственникам в Гессен в Германию.

В доме Распутина. Григорий Распутин, внимая жалобам царствующих особ, пытается приструнить Двойника. Но Двойник требует от Распутина свободы действий и шантажирует его.

Сцена из спектакля. Татьяна Пилецкая в роли Александры, Юрий Оськин в роли
Николая II
ДВОЙНИК:
Я говорил тебе, что я – артист,
И не плохой, - ты должен в том признаться!
Вот – позвоню. Тебя, как самозванца,
В колодки закуют и от любви
К истории, - кол всадят! [8]

При встрече с Николаем II, в присутствии императрицы Александры, Сухомлиновой и фрейлины Вырубовой Григорий Распутин выговаривает царю за самостоятельные кадровые перестановки в кабинете министров.

Сцена из спектакля. Татьяна Пилецкая в роли Александры, Борис Маслов в роли Распутина
НИКОЛАЙ:
А разве царь решать уже не волен?
РАСПУТИН:
Всё сам вершишь. Господь наш недоволен.
Я ж на тебя настроен, как струна,
А между нас - огромная страна.
Но я всё слышу. Ты ж, как недомерок,
То так решишь, то переделашь эдак.
Всё мечешься, как на ветру трава,
А у меня кружится голова
И всё болит! Своя, чать, не чужая![9]

Императрица Александра требует от Николая II больше не делать самостоятельных кадровых перестановок в кабинете министров, впадает в истерику и теряет сознание. Распутин просит всех уйти и оставить его наедине с императрицей. Он кладет руки на голову Александре и произносит молитву, приводя её в сознание.

В доме Юсуповых. Хвостов, Сухомлинова, депутат Государственной Думы Пуришкевич договариваются с Феликсом Юсуповым убить Григория Распутина. Сухомлинова сообщает, что Распутин увлечён красавицей женой князя Юсупова. Собравшиеся решают нанять актрису, которая в качестве жены князя Юсупова заманит Распутина в дом Юсуповых на свидание, где его и убьют.

Сцена из спектакля. Юрий Оськин в роли Николая II, Борис Маслов в роли Распутина
ПУРИШКЕВИЧ:
Не можем выйти мы до сей поры
Из роковой навязанной игры,
В которой наши «мамки» да «папашки»
Играют за столом вселенским в шашки
Фигурами из шахмат. Ложь на ложь.
Куда кто ходит, сразу не поймёшь.
Порой нелепой выглядит игра,
Но жизнь России – вот её цена![10]

Благодаря настоятельным просьбам Григория Распутина и императрицы Александры государь Николай II освобождает из тюрьмы банкира Рубинштейна, ювелира Симановича и журналиста Мануйлова. На радостях все трое собираются в бане для отмывания «грехов» и, в качестве благодарности за содействие в освобождении из тюрьмы, они преподносят Двойнику дорогостоящие подарки. Поскольку закон сурово преследует дачу и получение взятки, Двойник предлагает проиграть ему подарки в карты.

Сцена из спектакля. Николай Феоктистов в роли Двойника, Валерий Горбунов в роли банкира Рубинштейна
Сцена из спектакля. Валерий Горбунов в роли банкира Рубинштейна, Николай Феоктистов в роли Двойника
ДВОЙНИК:
В России каждый посидеть должон,
Тогда и лезть не станет на рожон,
А то витать привыкли в облаках.
Совсем не ценят, что уже в руках.
Такого раньше сроду не бывало:
Сколь ни дают – всё человеку мало.
Министров не умастишь калачом.
Свобода нынче, думаешь, почём?
РУБИНШТЕЙН:
Полмиллиона хватит?
ДВОЙНИК:
Ну, положим,
Не густо. Но и это деньги тоже.
Хошь взятку дать? А я ведь не беру!
РУБИНШТЕЙН:
А как же быть?
ДВОЙНИК:
Я, братцы, за игру!
Пусть карты нас рассудят честь по чести:
Им лучше знать, кто «буби» здесь, кто – «крести»![11]

В бане появляется Актриса, нанятая сыграть роль княгини Ирины Юсуповой. Она принимает Двойника за Григория Распутина. Оставшись с ним наедине, Актриса кокетничает и соблазняет его. Двойник покупается на её игру, начинает приставать и пытается её раздеть. Актриса, увернувшись от разгорячённого Двойника, приглашает его на свидание в дом Юсуповых.

Сцена из спектакля. Татьяна Кудрявцева в роли Актрисы, она же княгиня Юсупова
АКТРИСА:
Ну что? Придёшь?
ДВОЙНИК:
Куда теперь я денусь?!
Ты пуще пара греешь! До костей!
АКТРИСА:
Не провожай. Иди, потешь гостей![12]

В доме Распутина. Двойник собирается ехать на свидание с княгиней Юсуповой. Распутин объявляет, что на это свидание он поедет сам. На возражения Двойника Григорий Распутин заявляет, что он более не нуждается в его услугах. Спор между ними перерастает в драку, в процессе которой Григорий Распутин выбрасывает Двойника в окно. Появляется князь Юсупов и увозит Распутина на встречу с супругой. Израненный Двойник влезает через окно в комнату. Не найдя никого, он хватает оставленный на столе пистолет и красную рубаху Распутина.

Сцена из спектакля. Татьяна Кудрявцева в роли Актрисы, она же княгиня Юсупова, Борис Маслов в роли Распутина
ДВОЙНИК:
И эта пуля мне, как благодарность.
О, господи! Какая ж я бездарность!
Жизнь положить на роль, играя с блеском,
И в миг единый провалиться с треском!
Так просто умереть. Я – на краю.
Но женщину, которую люблю,
Оставить дьяволу на растерзанье?!
Нет большего на свете наказанья!
Хватил я зелья вдоволь! Я отравлен!
Нет! Если биться в муках, так на равных![13]

В доме Юсуповых. Актриса, Хвостов и Пуришкевич готовятся к убийству Григория Распутина, подсыпая в пирожные и напитки яд. Услышав шум подъехавшей машины, они скрываются. Входят Феликс Юсупов и Григорий Распутин, одетый в шубу поверх синей рубахи. Юсупов предлагает подождать княгиню и приглашает Распутина к накрытому столу. Затем берёт гитару и поёт романс. Распутин пьёт отравленную мадеру и закусывает пирожным с ядом. Появляется Актриса. Распутин принимает её за княгиню Юсупову и просит нарисовать его портрет. Актриса начинает рисовать. Внезапно Распутин падает и теряет сознание.

Сцена из спектакля. Борис Маслов в роли Распутина, Александр Белошев в роли князя Юсупова

Очнувшись, Распутин берёт бокал с отравленным вином и заставляет Актрису выпить. Князь Юсупов дважды стреляет из револьвера в Распутина. Когда Распутин падает, гаснет свет на несколько секунд. В комнату вбегают Пуришкевич и Хвостов и видят на полу Распутина в красной рубахе. Возбуждённые заговорщики пьют шампанское за освобождение царской семьи от Григория Распутина, не замечая, что перед ними лежит Двойник.

АКТРИСА: Казалось мне, он был в рубахе синей.
И кисти золотые наперёд.
ЮСУПОВ:
Всё это от волнения. Пройдёт.
АКТРИСА:
Я не могу избавиться от страха.
(Подходит к портрету.)
Вот, видите, - здесь синяя рубаха!
О, Господи! Смешались все цвета[14]

Актриса в смятении уходит. Пуришкевич и Хвостов тоже уходят, забрав шубу Распутина, чтобы инсценировать возвращение Григория Распутина к себе домой. На глазах князя Юсупова Двойник оживает. У Феликса Юсупова начинается истерика. Услышав шаги, Двойник прячется. Вбежавший Пуришкевич сообщает Юсупову, что Распутин ещё жив, и необходимо с ним покончить. Они уходят. Вновь появляется Двойник и наблюдает из окна, как князь Юсупов и Пуришкевич пытаются застрелить убегающего Распутина. Двойник достаёт пистолет и целится в оконный проём.

ДВОЙНИК:
Представь, что здесь театр. Всё – понарошку!
Огонь! (Стреляет.) Герой наш замер на дорожке!
Ещё огонь! (Стреляет.) Дорога в ад открыта!
Упал. Вот так! С ним кончено. Finita![15]
Сцена из спектакля. Геннадий Егоров в роли Протопопова, Юрий Оськин в роли Николая II

В Царском Селе. Министр внутренних дел Протопопов докладывает Николаю II об убийстве Григория Распутина в присутствии императрицы Александры и фрейлины Вырубовой. Протопопов пытается убедить их, что после убийства «дух Распутина» вселился в него, и теперь он, Протопопов, является спасителем царской семьи. Императрица Александра возражает, что даже если Протопопов встанет с ног на голову, всё равно он никогда не сможет заменить Распутина. Для подтверждения, что «дух Распутина» действительно вселился в него, Протопопов встаёт на голову. Появляется князь Юсупов. Он признаётся в убийстве Григория Распутина и просит судить его.

Сцена из спектакля. Юрий Оськин в роли Николая II
НИКОЛАЙ:
«Быть иль не быть?» - да нет такой дилеммы.
Мы сами создаём себе проблемы.
Глядим на звёзды, приловчась к трубе,
Но повернись же к самому себе!
Что знаем мы в себе? Порок да косность!
А всё не так! Ведь человек – сам Космос.
Он – бездна, господа. И поиск вечен.
А мир вне нас. Он замкнут и конечен.
И пусть дойдёт до моего народа:
Свобода убивать – не есть Свобода!
И потому сжимаю свой кулак
В проклятии! (Появляется Двойник)
ДВОЙНИК:
На, выкуси! (Садится на трон Николая II) Вот так![16]

Гастроли

Вот и сегодня, когда вновь проходят гастроли театра в Москве, на афише его премьера - поэтическая драма Константина Скворцова «Гришка Распутин». Умно, динамично, захватывающе ведут актёры театра спектакль. И если вспомнить гастроли прошлого года, нельзя не отметить значительный творческий рост труппы.

Спектакль «Гришка Распутин» был показан на гастролях Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО в Москве, Самаре, Уфе, Жукове, Рязани, Челябинске, Обнинске, Вичуге, Иваново, Новгороде, Златоусте, Брянске, Ногинске, Миассе, Калуге, Тамбове, Липецке, Воронеже, Белгороде, Твери, Пскове[18][1].

Интересные факты

Сцена из спектакля. Геннадий Егоров в роли Протопопова
  • Роль министра внутренних дел Протопопова в спектакле первоначально должен был исполнить актёр Валерий Смирнов. По сюжету пьесы этому герою требовалось встать на голову. Валерий Смирнов не был готов в каждом спектакле вставать на голову. В результате роль министра внутренних дел Протопопова исполнял режиссёр-постановщик Геннадий Егоров, и каждый спектакль он лихо стоял на голове.
  • В ноябре 2000 года на юбилейном вечере «Нам десять лет!» Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО в Москве на сцене Культурного центра Вооруженных сил Российской Федерации роль Двойника сыграл режиссёр-постановщик спектакля Геннадий Егоров[20].

Примечания

  1. 1 2 Российская оборонная. Энциклопедический сборник. — М.: «Магистр-ПРО», 2002. — С. 247. — 352 с. — ISBN 5-901104-05-6.
  2. Писатель Константин Скворцов на сайте Переделкино
  3. Александр Бондаренко Театр стихотворения // Красная звезда : газета. — 01.12.1992. — С. 4.
  4. Олег Шолмов Пьеса как айсберг // Красная звезда : газета. — 28.02.1992. — С. 8.
  5. Константин Васильевич Скворцов Избранные произведения в 3-х томах. Том 1, 1999, с. 250
  6. Константин Васильевич Скворцов Избранные произведения в 3-х томах. Том 1, 1999, с. 257
  7. Константин Васильевич Скворцов Избранные произведения в 3-х томах. Том 1, 1999, с. 286
  8. Константин Васильевич Скворцов Избранные произведения в 3-х томах. Том 1, 1999, с. 317
  9. Константин Васильевич Скворцов Избранные произведения в 3-х томах. Том 1, 1999, с. 324
  10. Константин Васильевич Скворцов Избранные произведения в 3-х томах. Том 1, 1999, с. 330
  11. Константин Васильевич Скворцов Избранные произведения в 3-х томах. Том 1, 1999, с. 338
  12. Константин Васильевич Скворцов Избранные произведения в 3-х томах. Том 1, 1999, с. 347
  13. Константин Васильевич Скворцов Избранные произведения в 3-х томах. Том 1, 1999, с. 355
  14. Константин Васильевич Скворцов Избранные произведения в 3-х томах. Том 1, 1999, с. 368
  15. Константин Васильевич Скворцов Избранные произведения в 3-х томах. Том 1, 1999, с. 372
  16. Константин Васильевич Скворцов Избранные произведения в 3-х томах. Том 1, 1999, с. 380-381
  17. Галина Ореханова «Патриот» в Москве // Советская Россия : газета. — 31.03.1992. — С. 7.
  18. Гордое слово - Патриот // Родная Ладога : журнал. — 2010. — № 2 (12). — С. 206.
  19. Сергей Богомолов Театр «Патриот»: в Москве - успех // На страже Родины : газета. — 14.04.1992. — № 73(24208). — С. 5.
  20. Николай Махнев К патриотам Отечества // Красная звезда : газета. — 04.11.2000. — С. 6.

Литература

  • Скворцов К.В. Избранные произведения: В 3-х т. — М.: Русская книга, 1999. — Т. 1. — 552 с. — ISBN 5-268-00421-2(Т.1).

Гришка Распутин (спектакль).

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12