Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Бульдозерная выставка

13-07-2023

Файл:Nahapetyan embrios.jpg
Нагапетян, Корюн Григорьевич, Эмбрионы. Картина, выставлявшаяся на Бульдозерной выставке

«Бульдо́зерная вы́ставка» — одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами 15 сентября 1974 года на окраине города в Беляево, у пересечения Профсоюзной улицы и улицы Островитянова. Была жестоко подавлена властями с привлечением большого количество милиции, а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила своё название.

Содержание

История

С 30-х по конец 80-х годов XX века официально поддерживаемым направлением искусства в Советском Союзе был исключительно социалистический реализм[1]. Отнесение того или иного художника к соцреалистам совпадало с официальной поддержкой его деятельности.

Художники, творчество которых выходило за рамки эстетической программы социалистического реализма и не признанные властями в качестве соцреалистов зачастую становились объектом преследования со стороны властей. Одной из попыток этих художников вырваться из подполья на более широкое обозрение и была выставка в Беляево.

Группа художников, не входивших в официальные советские художественные союзы и организации, договорилась показать свои работы всем желающим на опушке Битцевского лесопарка.

Инициаторами показа выступили: коллекционер В. Воробьев, В. Комар, А. Меламид, Б. Штейнберг, Н. Эльская).

По данным разных участников выставки на месте к ним присоединилась еще одна группа живописцев, которые пришли поддержать своих товарищей. Кто-то из них пришел не с пустыми руками: Л. Бажанов, С. Болдырев С. Бордачев, Р. Заневская, А. Тяпушкин, О. Трипольский, М. Федоров-Рошаль, Т. Левицкая, М. Одноралов, А. Жданов, В. Тупицын и некоторые другие, чьи имена и численность установить не представляется возможным. В настоящее время о своем участии в этой выставке заявляет значительное количество художников.

Выставка была разбита на месте, принадлежащем лесопарку Беляево. Присутствующие включали примерно 20 художников и группу наблюдателей, которая состояла из родственников и друзей художников, а также журналистов Западных информационных агентств. Картины были развешены на импровизированных стойках, изготовленных из деревянного мусора.

Однако несмотря на небольшой размах события, оно весьма серьёзно было воспринято властями. Примерно через полчаса после начала выставки к месту её проведения была направлена группа, включающая три бульдозера, водомёты, самосвалы и около сотни милиционеров в штатском, которые стали теснить художников и собравшихся зрителей; часть картин была конфискована. Формально всё выглядело, как гневная спонтанная реакция группы работников по благоустройству и развитию лесопарка[2][3]. Однако никогда не отрицалось, что наряд на работу они получили от КГБ.

Нападавшие ломали картины, избивали и арестовывали художников, зрителей и иностранных журналистов. Очевидцы вспоминают, как Оскар Рабин был фактически протащен через всю выставку, повиснув на ноже ковша бульдозера. Художников увозили в участок, где заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…».

После этого события, вызвавшего громкий резонанс в зарубежной прессе, советские власти вынуждены были уступить и официально разрешили проведение подобной выставки на открытом воздухе в Измайлово двумя неделями позже, 29 сентября 1974 года. Новая выставка представляла работы уже не 20, а более чем 40 художников, длилась 4 часа и привлекла по разным данным около полутора тысяч человек. Участник выставки — известный график Борис Жутовский — отмечал, что качество картин на вернисаже в Измайлово было несравнимо ниже, чем на первой разгромленной выставке в Беляево, из-за того, что там были выставлены только лучшие работы, многие из которых были уничтожены. Впоследствии, преимущественно в зарубежных СМИ, четыре часа в Измайлово часто вспоминали как «полдня свободы». Выставка в Измайлово в свою очередь дала дорогу для других выставок нонконформистов, которые имели важное значение в истории русского современного искусства.

«Бульдозерная выставка» стала наиболее заметным событием художественной жизни[источник не указан 748 дней] после разогнанной лично Н. С. Хрущёвым выставки в Манеже 1962 года, в честь 30-летия МОСХа.

20-летие выставки было отмечено в 1994 году ретроспективной экспозицией её участников в картинной галерее «Беляево» (организатор экспозиции Александр Глезер).

Примечания

  1. Деготь, Е. Русское искусство ХХ века. — М.: Трилистник, 2000. — С. 139. — 224 с. — ISBN 5-89480-031-5
  2. Рошаль. Потом стало не так страшно // Искусство № 4, 2004
  3. Бульдозерный перформанс

55°38′03.59″ с. ш. 37°31′13.52″ в. д. / 55.634331° с. ш. 37.520422° в. д. (G) (O)

См. также

Внешние ссылки

  • Воспоминания А. Глезера о выставке. «Московские новости», 2004 г. № 35
  • Приглашение на выставку в Беляево
  • Статья на радио «Свобода»
  • Статья на Ural.ru «„Бульдозерная выставка“: последний штрих к оттепели»
  • Статья Эдуарда Штейнберга
  • Статья из «Вечерней Москвы»: «От бульдозеров до леденцов»
  • Статья Gazeta.ru: «30 лет выступлению сентябристов»
  • http://www.m-mos.ru/2008/01/34.htm
  • Interview with Eduard Drobitsky
  • Russian Non-conformist Art, 1960—1980 (англ.)
  • О месте проведения Бульдозерной выставки 15 сентября 1974 г. в Москве
  • Рошаль. Потом стало не так страшно // Искусство № 4, 2004

Бульдозерная выставка.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12