14-10-2023
Большие надежды | |
Great Expectations | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Энтони Хэвлок-Аллан |
Автор сценария |
Дэвид Лин |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Cineguild |
Длительность |
118 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0038574 |
«Большие надежды» (Great Expectations) — британская экранизация одноимённого романа Чарльза Диккенса, которая была поставлена в 1946 году Дэвидом Лином. Считается эталоном экранизации литературного произведения и едва ли не лучшим фильмом по мотивам произведений Диккенса[1][2][3]. В 1999 г. Британский институт кино включил «Большие надежды» в пятёрку лучших фильмов в истории национального кинематографа.
Содержание |
Запутанный сюжет романа в фильме сведён к нескольким основным линиям. Мальчик-сирота по имени Пип, живущий на берегу моря в доме старшей сестры, встречает на кладбище жуткого каторжника. Поддавшись на его угрозы, он приносит ему из дома съестные припасы и напильник, чтобы избавиться от цепей. Однако каторжник вскоре попадает в руки полиции и отправляется отбывать наказание в далёкую Австралию.
Состоятельная мисс Хэвишэм уже много лет как отгородилась от мира в стенах своего пышного особняка. В поисках товарища для игр своей приёмной дочери Эстеллы она останавливает свой выбор на Пипе. Мальчик влюбляется в заносчивую девочку, которая воспитана так, чтобы разбивать мужские сердца. Через некоторое время мисс Хэвишем приказывает им расстаться: Эстеллу отправляют учиться во французский пансион.
Проходят годы. Адвокат Джеггерс сообщает Пипу, что его клиент, пожелавший остаться неизвестным, хочет обеспечить Пипа «блистательным будущим», для чего он должен отправиться в Лондон и стать джентльменом. Юноша быстро осваивается в столице. Ему невдомёк, что средства для его развлечений предоставляет вовсе не мисс Хэвишем, а тот самый каторжник, которому он когда-то протянул руку помощи…
Сценарий фильма родился из пьесы с участием тех же актёров — Алека Гиннесса (Херберт Покет) и Мартиты Хант (мисс Хэвишем). Эта постановка убедила Дэвида Лина в возможности без существенных потерь сократить число персонажей и сюжетных линий романа. Подготовкой сценария заведовал он сам. По мнению Р. Эберта, создателям ленты удалось вместить в 2-часовой хронометраж весь потенциал 525-страничного романа[3]. Пессимистический финал книги был смягчён в угоду публике[3], критике буржуазного общества тоже не нашлось места в фильме, зато в отношения Пипа с Хербертом Покетом добавился элемент лёгкой гомоэротики[1][4].
Фильм «Большие надежды» впервые познакомил широкую публику со знаменитыми впоследствии актёрами Алеком Гиннесом и Джин Симмонс. В роли 20-летнего Пипа режиссёр видел только 38-летнего Джона Миллса с его прямодушным, открытым лицом. Многих современных зрителей шокирует появление актёра не первой молодости в роли юного Пипа[1][3]. Не менее спорным считается приглашение 30-летней Валери Хобсон на роль 17-летней Эстеллы[5].
Выход фильма был встречен благосклонными рецензиями по обе стороны Атлантики. Оператор и художник-постановщик были удостоены престижной премии «Оскар». Вдохновлённый успехом, Лин принялся за постановку другого романа Диккенса — «Оливера Твиста». С этого времени инициативу в экранизации произведений английского классика у Голливуда перехватили англичане.
По мнению Р. Эберта, сцены на кладбище в начале ленты повлияли на эстетику кормановского хоррора, а сцены в доме мисс Хэвишем вдохновляли Билли Уайлдера при работе над декорациями классического нуара «Бульвар Сансет» (1950)[3].
Фильмы Дэвида Лина | |
---|---|
В котором мы служим (1942) • Этот счастливый народ (1944) • Неугомонный дух (1945) • Короткая встреча (1945) • Большие надежды (1946) • Оливер Твист (1948) • Страстная дружба (1949) • Мадлен (1950) • Звуковой барьер (1952) • Выбор Хобсона (1954) • Лето (1955) • Мост через реку Квай (1957) • Лоуренс Аравийский (1962) • Доктор Живаго (1965) • Величайшая из когда-либо рассказанных историй (1965) • Дочь Райана (1970) • Поездка в Индию (1984) |
Большие надежды (фильм, 1946).