Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Блуждающая маска

15-06-2023

Схема второй экспозиции по методу блуждающей маски. А — непроявленная негативная плёнка со скрытым изображением актёра; B — проявленная плёнка с силуэтной маской; C — объектив; D — фоновый ландшафт

Блуждающая маска — разновидность киноплёночных технологий комбинированных съёмок, позволявшая совмещать актёров и другие объекты с произвольным фоном при помощи двойной экспозиции. Один из наиболее часто использовавшихся спецэффектов до появления цифровых технологий кинопроизводства. В настоящее время полностью вытеснена электронной технологией «хромакей» (англ. Chroma Key).

Содержание

Технология

Существовало множество разновидностей метода блуждающей маски, совершенствовавшегося по мере развития технологий кинематографа. Одними из самых известных методик были «Маска Вильямсона», «Транспарант Даннинга» и «Мокрая блуждающая маска»[1]. Все эти технологии основывались на создании киноплёнки, содержащей движущееся изображение, затеняющее часть кадра и совпадающее по контуру с объектами съёмки. Значительная часть этих технологий предусматривала использование маски не при съёмке, а при печати промежуточного контратипа в две экспозиции. Наиболее совершенной из этих техник стал способ, использующий при съёмке инфрамаску и одновременно разработанный в СССР и США в середине 1930-х годов[2]. Для съёмки по этому методу применялись специальные киносъёмочные аппараты, позволявшие снимать одновременно на две киноплёнки. В СССР для этих целей существовали специальные аппараты серии ТКС[3], а также широкоформатная камера «Маска-70» 1КФШ[4]. При помощи таких аппаратов осуществлялась первая из двух экспозиций, требуемых для получения совмещённого изображения. Сложность метода заключалась в том, что сначала снималась сцена с актёрами, которые не видят фона, на котором происходит действие[5].

Первая экспозиция

Для первой экспозиции в специальный киносъёмочный аппарат ТКС заряжаются две киноплёнки, но не по методу бипак, а с эмульсиями, развёрнутыми наружу. Экспонирование плёнок происходит через специальную светорасщепляющую призму, создающую изображения на каждой из киноплёнок, в точности совпадающие друг с другом по размеру[3]. При этом, одна из киноплёнок является чёрно-белой инфрахроматической, то есть чувствительной к инфракрасному излучению. Вторая, чёрно-белая панхроматическая или цветная киноплёнка регистрирует видимое изображение. Для съёмки комбинированной сцены актёры и часть декорации размещаются на специальном наклонном фоне, равномерно освещаемом источниками инфракрасного излучения[2]. В процессе съёмки на инфрахроматической киноплёнке образуется изображение инфракрасного фона, потому что в кадровое окно перед ней устанавливается светофильтр, задерживающий видимое излучение и пропускающий инфракрасное. Вторая киноплёнка, нечувствительная к инфракрасному свету, регистрирует изображение актёров и части декорации на фоне чёрного экрана. Для предотвращения засветки инфрахроматической плёнки изображением актёров, на все приборы, освещающие их, надеваются светофильтры, задерживающие инфракрасные лучи. Кроме того, не допускается попадание видимого света на инфракрасный экран, который должен выглядеть чёрным. После съёмки вторая киноплёнка сматывается на начало и отправляется на хранение[6]. Инфрахроматическая плёнка проявляется по обращаемому процессу до высокого коэффициента контрастности. В результате на ней получается силуэтная маска с прозрачным фоном на месте инфракрасного экрана.

Вторая экспозиция

Для съёмки фона проявленная маска и негативная киноплёнка с непроявленным изображением актёров заряжаются в киносъёмочный аппарат по методу бипак, то есть с эмульсиями, прижатыми друг к другу[6]. При этом проявленная плёнка располагается ближе к объективу. Для этого пригодны большинство киносъёмочных аппаратов, предназначенных для съёмки на две киноплёнки, в том числе отечественные камеры серий КСМ, КСК и ПСК[4]. При этом необходимо соблюдение кадровой точности совмещения, для чего при первой экспозиции на обеих плёнках делаются просечки[6]. Во время второй экспозиции снимается фон, на котором должно происходить действие, причём оператор имеет возможность совмещать маску и фон, поскольку наблюдает в лупе изображение маски. Некоторые аппараты оснащаются специальным фонарём, который может вставляться вместо лупы и проецировать изображение маски на снимаемый фон для совмещения[7]. Проявленная инфракрасная плёнка выполняет роль маски, закрывающей скрытое изображение актёров от экспонирования фоном. В результате после проявления на второй киноплёнке получается изображение актёров и части декораций, точно совмещённое с произвольным фоном. Причём, если актёр по ходу сцены должен «заходить» за участки фона, на их месте при съёмке первой экспозиции устанавливаются каше, также освещённые инфракрасным светом. В результате возможно полное «погружение» актёров в вымышленную сцену: он может заходить за деревья и колонны, что невозможно при рирпроекции.

Такая техника съёмки требует специальных навыков и знания техники бипак. Одна из сложностей состоит в необходимости точной подгонки снимаемых в первую и вторую экспозицию сцен по экспозиции и цветовому балансу. Кроме того, важно совпадение направления и характера освещения в обеих сценах, снимающихся на негативную киноплёнку. Поэтому, комбинированные кадры снимались оператором комбинированных съёмок, прикреплявшимся к съёмочной группе от цеха комбинированных съёмок. Метод блуждающей маски позволяет снимать невозможные в реальности сочетания актёров и фона, например полёт на ковре-самолёте, как это было осуществлено в фильме «Старик Хоттабыч». Сцены, связанные с риском для жизни, так же можно снять этим способом, как это сделано в фильме «Высота», где актёры, работающие на высотных сооружениях, снимались в павильоне[8]. Кроме того, возможно совмещение в одном кадре изображений актёров, снятых с разной крупностью плана, получая изображение великана, у которого на руке танцует лилипут. В связи с трудностями выезда за границу и организации зарубежных съёмок в советских фильмах нередко использовалось впечатывание фонов иностранных пейзажей при помощи блуждающей маски[8].

Использование технологии

В отечественном кинематографе метод блуждающей маски с инфраэкраном использовался до начала 1980-х годов, позволяя создавать комбинированное изображение, ничем не отличающееся от обычного[8]. В США этой техникой пользовались до конца 1950-х, когда ей на смену пришла более гибкая разновидность блуждающей маски, предусматривающая получение комбинированного изображения объектов, снятых на синем фоне, при оптической печати[8]. Необходимая маска создавалась печатью цветного позитива на контрастную чёрно-белую плёнку через красный светофильтр. При этом синий фон мог быть любых размеров и помещаться в любом месте сцены, не требуя сложных осветительных приборов. Такая технология позволяла получать совмещённое изображение только на контратипе, в отличие от инфраэкрана, дававшего готовый исходный негатив. Техническое совершенство киноплёнки «Кодак» в тот момент допускало многократное перепечатывание изображения, и технология «синего экрана» быстро вытеснила инфраэкран из иностранного кинопроизводства[8].

С появлением цифровых технологий на смену методам блуждающей маски пришли способы комбинированных съёмок, сходные с телевизионной техникой «хромакей». При этом актёры снимаются на однотонном фоне яркого цвета, чаще всего синего или зелёного, с последующим цифровым замещением фонового цвета другим изображением. Такая технология позволяет отказаться от сложных фотохимических процессов, но требует строгого контроля за цветами костюмов и элементов декорации на основном изображении. В случае совпадения цвета каких-либо деталей с фоновым цветом, на итоговом изображении сквозь них будет просвечивать фон, что требует ручной покадровой коррекции. Однако, технологическая простота и возможности контроля технологии храмакей, ставят её вне конкуренции с традиционными плёночными техниками. В настоящее время плёночные методы блуждающей маски не используются

См. также

Примечания

  1. Этапы развития комбинированных съёмок, 2011, с. 39
  2. ↑ Этапы развития комбинированных съёмок (рус.) // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 4. — С. 54.
  3. 1 2 Гордийчук, 1979, с. 109
  4. 1 2 Артишевская, 1990, с. 20
  5. Коноплёв, 1975, с. 318
  6. 1 2 3 Коноплёв, 1975, с. 320
  7. Артишевская, 1990, с. 198
  8. ↑ Этапы развития комбинированных съёмок (рус.) // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 5. — С. 60.

Литература

  • С. А. Саломатин, И. Б. Артишевская, О. Ф. Гребенников. 3. Специальные киносъёмочные аппараты // Профессиональная киносъёмочная аппаратура. — 1-е изд. — Л.,: Машиностроение, 1990. — С. 163—239. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль Раздел II. Киносъёмочные аппараты // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 68—142. — 440 с.
  • Б. Коноплёв Цех комбинированных съемок // «Основы фильмопроизводства». — 2-е изд. — М.,: «Искусство», 1975. — С. 326. — 448 с.
  • Дмитрий Масуренков Этапы развития комбинированных съёмок (рус.) // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 3. — С. 36—39.

Блуждающая маска.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12