20-05-2023
(O)
Байкальский тоннель | |
Область применения | Железнодорожный |
Пролегает под | Байкальский хребет |
Место расположения | Граница Иркутской области и Бурятии |
Общая длина | 6685,6 м |
Дата открытия | 31 декабря 1985 года |
Байка́льский тонне́ль — железнодорожный тоннель на Байкало-Амурской магистрали, на участке Кунерма — Северобайкальск. Тоннель, расположенный на границе Иркутской области и Бурятии, пересекает Байкальский хребет. В районе тоннеля высокая сейсмическая активность — 8-9 баллов; нитка тоннеля прошла в скальных грунтах, пересекаемых многочисленными тектоническими зонами разломов. Длина тоннеля 6685,6 м, вместе со вспомогательными выработками — 7642,5 м. Тоннель однопутный.[1]
Строительство тоннеля было начато в 1974 году трестом «Бамтоннельстрой». На перевале был построен посёлок строителей Даван, рядом с восточным порталом тоннеля — временный посёлок Гоуджекит, в 3 км от западного портала — посёлок Гранитный. Строительство осуществлялось тремя тоннельными отрядами: один вёл проходку с восточного портала, другой — с западного, а третий вел проходку в обе стороны от вертикального ствола диаметром 7,5 м. В ходе строительства был построен временный обход тоннеля (открыт в 1979 году) длиной 16,2 км. Сбойка между первым и третьим тоннельными отрядами состоялась 17 апреля 1980 года, между вторым и третьим — 27 октября 1980 года. Во временную эксплуатацию на тепловозной тяге тоннель был принят 29 октября 1984 года, 31 декабря 1985 года — в постоянную на электровозной тяге.[2]
В тоннеле установлена сложная система вентиляции и подогрева. Впервые в России на порталах были установлены ворота, открывающиеся при приближении поезда и закрывающиеся после его прохождения. Действует автоматизированная система управления технологическим процессом, разработанная Новосибирским геофизическим институтом приборостроения СО АН РФ.[1]
Байкальский тоннель.