29-05-2023
Якоб Аркаде́льт (Jacobus Arcadelt) (ок. 1507, Намюр — 14 октября 1568, Париж?) — франко-фламандский композитор; работал преимущественно в Италии. Один из основателей традиции итальянского мадригала XVI века.
Содержание |
Несмотря на то что большинство раннепечатных сборников передают имя Аркадельта в галлицизированной форме Arcadet, современные учёные предполагают всё же фламандское происхождение композитора. Начиная с 1520-х годов жил в Италии. В 1535-37 годах состоял на службе флорентийского герцога Алессандро Медичи, возможно, сменив на этом посту Филиппа Вердело́. В 1538 году переехал в Рим, где написал мадригал «Ecco d’oro l’età» по случаю бракосочетания Маргариты Австрийской и Оттавио Фарнезе. В 1540-51 был капельмейстером (magister capellae) в Сикстинской капелле. В 1552-68 годах работал во Франции у кардинала Карла Гиза в Лотарингии. Документальных свидетельств о последнем, французском, периоде жизни Аркадельта не сохранилось; возможно, он также служил Карлу IX.
В творческом наследии Аркадельта исключительно вокальная музыка: 24 мотета (преимущественно на 4 и 5 голосов), 126 французских шансон, латинские многоголосные песни (на тексты Вергилия, Горация, Марциала), около 250 мадригалов (на 3-6 голосов, главным образом, на 4 голоса; многие мадригалы, опубликованные в печатных сборниках того времени как анонимные, возможно, также принадлежат Аркадельту), три мессы, магнификаты, Плачи пророка Иеремии.
По общему признанию, историческая заслуга Аркадельта — развитие и внедрение в итальянскую музыкальную культуру XVI века мадригалов, которые композитор писал на стихи Петрарки, Якопо Саннадзаро, Пьетро Бембо, Филиппо Строцци и других (в том числе анонимных) поэтов. Наиболее известные мадригалы Аркадельта: «Chiare fresch’ e dolce acque», «Dai dolci camp’ Elisi» (с элементами театрализации), «Deh dimm’ Amor se l’alma» и «Io dico che fra voi» (на стихи Микеланджело), «Белый и нежный лебедь» («Il bianco e dolce cigno», на стихи Дж. Джудиччони; самое популярное сочинение Аркадельта), «O felic' occhi miei».
Гармония Аркадельта диатонична, сложностям имитационной полифонии Аркадельт нередко предпочитает гомофонную фактуру, фобурдон) и силлабику.
Полное собрание сочинений Аркадельта опубликовал в серии «Corpus mensurabilis musicae» Элберт Си[1].
Слава Аркадельта-композитора в годы его жизни и ещё долго после смерти была велика. Достаточно сказать, что Первая книга мадригалов на протяжении столетия (в промежутке между 1538 и 1654 годами) перепечатывалась 58 раз. Светские композиции Аркадельта становились основой месс-пародий, многочисленных интабуляций, инструментальных обработок (для виолы да гамбы). На картине Караваджо «Лютнист» в партитуре лютниста читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Voi sapete ch’io vi amo» («Вы знаете, что я люблю вас»).
Исполняемое иногда под именем Аркадельта четырёхголосное сочинение «Ave Maria (музыка)» в действительности представляет собой вольную обработку трёхголосной шансон Аркадельта «Nous voyons que les hommes», принадлежащую французскому композитору Пьеру-Луи Дитчу (Dietsch, 1808—1865). Именно это позднейшее сочинение (а вовсе не оригинальный шансон Аркадельта) взял за основу своей органной фантазии Ференц Лист[2].
Аркадельт, Якоб.