Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Арабское завоевание Средней Азии

02-05-2023

Перейти к: навигация, поиск

Завоевание Средней Азии арабами — военные действия Арабского халифата в Средней Азии (VII—VIII веках) в целях распространения ислама.

Ход завоевания

После завоеваний обширных территорий в Северной Африке, Европе и Азии, арабы в 705 году вступили в Мавераннахр. Знаменитый араб, полководец Кутейба ибн Муслим в 710—712 годах взял Бухару и Самарканд, в 714 году Шаш (область нынешнего Ташкента) и Фараб. В 751 году в Таласской битве на реке Талас возле города Атлах недалеко от Тараза, арабы и тюргеши одержали победу над китайцами. Победа арабов ускорила распад Западно-Тюркского, затем Тюргешского каганатов. В 770 году Карлукский каганат потерпел поражение от арабских войск. Дальнешее продвижение арабов на север было остановлено воинственными тюркскими племенами.

Результаты завоевания

На завоёванных территориях распространился ислам. Религиозную пропаганду проводили шейхи, странствующие дервиши, суфии. Среди местного населения появились религиозные люди, главы духовенства (муллы, имамы, ишаны, кадии, хазреты[уточнить], аулие[уточнить] и др.). Увеличилось количество верующих среди городского населения, началось строительство мечетей и ханак, предназначенных для совершения молитвы и других религизозных обрядов. Позже при мечетях открылись медресе, где обучали арабской грамоте. Новая религия научила почитать главную священную книгу мусульман «Коран», укрепила единство тюркоязычных народов. Исламизация Средней Азии явилась фактором ускоренного развития общества, экономики, политики и культуры тюркских народов.

Произошли большие изменения в материальной культуре народов Средней Азии: процветала городская культура, по Великому Шелковому пути развивалась торговля со многими странами Востока и Запада. С VIII века в Средней Азии и в Южном Казахстане строились крепости-укрепления — рибаты, многие из которых позднее превратились в города.

Со временем древняя тюркская письменность была заменена арабской. В тюркскую лексику пошло много арабских слов. Был принят исламский календарь. В быту появились религиозные праздники. Погребение совершалось по мусульманскому обряду. Широко распространились произведения восточных классиков, религиозные предания и поэмы, проповедующие догмы ислама (коранические рассказы, «Сал-Сал»[уточнить], «Заркум»[уточнить], «Юсуф и Зулейха», «Тысяча и одна ночь» и другие).

Арабы в Казахстане

Арабы добились господства только в отдельных регионах Южного Казахстана и Семиречье, кoторые вошли в состав халифата. Поэтому исламизация в южных регионах проходила быстрее, чем на остальной территории. В X веке арабский путешественник Ибн-Хаукаль писал о том, что дальше Тараза не видел ни одного мусульманина. Кочевые племена, особенно те, кто составил позднее ядро казахского народа, сохранили многие элементы духовпой культуры предков: поклонение солнцу, огню, идолам, их нравы и обычаи в сочетании с исламскими канонами.

Арабы обогатили культуру народов Казахстана, приобщили их к культуре и искусству Востока. На казахской земле родился великий ученый аль-Фараби, внесший огромный вклад в мировую культуру и науку. Ислам, проникая в широкие слои населения, стал главной религией Казахстана.

Литература

Из КНЭ:

  • Аль-Фараби, Философские трактаты, А.-Л., 1973.
  • Ислам. Энциклопедия, А., 1995.
  • История Казахстана. С древних времен до сегодняшнего дня, т. 1, А., 1990.

При написании этой статьи использовался материал из издания «BY-SA 3.0 Unported.

Арабское завоевание Средней Азии.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12